Дата публикации: 05.06.2023

Подготовка пенитенциарных психологов к коррекционному воздействию на деструктивно-агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных

Аннотация

В материалах публикации раскрывается крайне важный проблемный вопрос актуальности и содержания подготовки пенитенциарных психологов к коррекционному управлению деструктивно-агрессивным поведением несовершеннолетних осужденных. В рамках анализируемого проблемного вопроса основное внимание уделено этапам проводимой психологической работы. В статье сделан особый акцент на рассмотрении компетентности сотрудников психологической службы в воспитательных колониях в вопросах психодиагностики и психокоррекции деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных. С этой целью содержательные аспекты психодиагностической и психокоррекционной работы пенитенциарных психологов рассмотрены в соответствии с основными этапами отбывания уголовного наказания несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях: этап адаптации, основной этап отбывания наказания, этап подготовки к освобождению. Исходная позиция автора статьи определяет, что ограничение физической свободы является универсальным активатором агрессии несовершеннолетних осужденных, поскольку препятствует достижению человеком желанных целей, которые он реализовывал ранее, вне мест лишения свободы. Одним из возможных способов управления агрессивным поведением является его предупреждение через когнитивную оценку ситуации, формирование личностных механизмов самоконтроля и саморегуляции. В статье убедительно обосновывается и то, что в соответствии с функциями психологической лаборатории на каждом этапе поставлены задачи и подобраны основные формы и методы психологической работы с несовершеннолетними осужденными. В результате в статье определяется объективный вывод о том, что в период отбывания наказания в воспитательной колонии несовершеннолетними осужденными основная психологическая деятельность пенитенциарных психологов сконцентрирована на профилактике у них склонности к деструктивно-агрессивному поведению, поскольку, как правило, такое поведение имеет наиболее деструктивные последствия. Соответственно, именно этот вид профессиональной подготовки пенитенциарных психологов к коррекционному управлению деструктивно-агрессивным поведением несовершеннолетних осужденных наиболее актуален сегодня.




Введение. Этап диагностики и выявления у несовершеннолетних осужденных (далее — НО) склонности к деструктивно-агрессивному поведению сменяется этапом проведения мероприятий по психокоррекционной работе с таким поведением. Актуальность психокоррекционной работы очевидна, как и весь спектр применяемых методик. Здесь актуальна и необходимость эклектического подхода в использовании различных подходов (методик) в процессе психокоррекционной работы с деструктивно-агрессивным поведением НО. 

Список литературы

1. Вилкова А.В. Воспитательная работа с несовершеннолетними в следственном изоляторе / А.В. Вилкова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (98). С. 198–203.
2. Вилкова А.В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 2. С. 21–23.
3. Жеребин В.С. Правовая конфликтология : курс лекций / В.С. Жеребин. Владимир, 1988. 168 с.
4. Кулакова С.В. Анализ проблемных аспектов и перспектив совершенствования деятельности психологической службы УИС / С.В. Кулакова // Глобальный научный потенциал. 2018. № 9 (90). С. 12–13.
5. Кулакова С.В. Криминологические, социальные и индивидуально-личностные аспекты осужденных ювенального возраста, детерминирующие противоправное поведение / С.В. Кулакова // Вопросы ювенальной юстиции. 2020. № 4. С. 10–12.

Остальные статьи