Порядок применения мер уголовной ответственности к несовершеннолетним по российскому законодательству XVIII–XIX веков
Аннотация
Уровень детской преступности является показателем здоровья и благополучия общества, а отношение государства к несовершеннолетним правонарушителям, выраженное в законе, — показателем зрелости данного государства, уровня его цивилизационного развития. В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию закрепления в отечественном законодательстве XVIII–XIX вв. статуса несовершеннолетних как субъектов уголовноправовых и процессуальных отношений, процедур применения к ним мер юридической ответственности. Анализ исторического пути развития ювенальной юстиции имеет важное значение для понимания путей совершенствования современного законодательства в этой сфере, выбора наиболее эффективных форм и методов воздействия на несовершеннолетних нарушителей уголовного закона. Сохранение на протяжении длительного времени репрессивно-карательного направления отечественной уголовной политики негативно сказывалось на развитии ювенальной юстиции, приводило к медленному проникновению гуманистических начал в правоприменительные судебные процедуры. Вплоть до конца XIX столетия законодатель мало принимал во внимание нравственно-психологические и возрастные особенности развития ребенка. Были трудности и с воплощением исправительно-воспитательных целей уголовного наказания по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 02/2023 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2023-2-8-13 |
В середине XIX века в уголовной политике Европы, а затем и в России наметились общие тенденции гуманизации уголовного наказания и смещения акцентов с карательно-репрессивных на превентивно-исправительные. Большее внимание стало уделяться личности преступника, мотивам и целям его противоправных действий. Вполне закономерно в этой связи и усиление внимания к такой категории лиц, как несовершеннолетние преступники. Начала создаваться целая система мер по совершенствованию процедуры привлечения их к ответственности, разработке особых видов наказания, прежде всего воспитательной направленности, и организации в этих целях специальных исправительных учреждений.