Проблемы защиты прав потребителей при заключении опционных договоров
Аннотация
В статье проводится исследование судебной практики по спорам, вытекающим из заключения опционных договоров с потребителями, навязанными при кредитовании граждан. Использование конструкции опционного договора в отношениях с гражданами при пользовании ими финансовыми услугами для личных нужд является неоправданным, заведомо проигрышным для потребителей. Сделан вывод о необходимости повсеместного признания подобных соглашений договорами возмездного оказания услуг с правом гражданина на отказ. Автор считает, что нельзя ограничивать сферу действия Закона «О защите прав потребителей», исключая из нее потребительские отношения с использованием опционного договора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2023 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2023-6-23-27 |
За 2022 г. в Банк России на рассмотрение поступило 368,1 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,4% больше, чем за 2021 г. Основной фактор роста — введение санкций в отношении Российской Федерации. В этот период количество жалоб в отношении кредитных организаций выросло 10,4% по сравнению с 2021 г. и составило 190,5 тыс., из них свыше 14,5% составили жалобы, связанные с санкциями. Несмотря на появление новых оснований для обращений, наибольшую долю среди жалоб на кредитные организации занимают вопросы потребительского кредитования — 24,5%. Стабильно третье место в данной статистике по количеству занимают жалобы на навязывание дополнительных услуг при заключении кредитного договора с потребителем — 10,9%.