Уголовно-процессуальная сущность помещения лица в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях: соотношение с мерами пресечения
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы определения юридической природы и содержания принудительной изоляции подозреваемого (обвиняемого) в психиатрическом стационаре. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что названная мера относится к числу специальных мер уголовно-процессуального принуждения и обладает следующими сущностными признаками: применяется в уголовном процессе компетентным должностным лицом в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, а также законодательством в сфере здравоохранения; имеет целью обследование и лечение лица, страдающего психическим заболеванием, обеспечение его безопасности и безопасности окружающих, а также обеспечение выполнения обвиняемым (подозреваемым) уголовнопроцессуальных обязанностей; избирается в случае назначения соответствующих экспертных исследований либо в качестве альтернативы помещению лица в следственный изолятор при наличии к тому оснований, т.е. в случае необходимости стационарного психиатрического лечения, а также в отношении лиц, у которых заболевание наступило до приобретения статуса обвиняемого (подозреваемого); заключается в наложении на лицо ограничений, предусмотренных для пребывания в психиатрическом стационаре, а также ограничений, составляющих содержание конкретной меры пресечения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 06/2023 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2023-6-23-27 |
Проблема, обозначенная как основная тема настоящей статьи, относится к числу активно дискутируемых в науке уголовного процесса. Определенная часть специалистов полагает, что помещение лица в психиатрический стационар относится к числу мер пресечения, поскольку законодатель допускает возможность замены заключения под стражу именно этой мерой, устанавливая возможность перевода лица из следственного изолятора (ч. 1 ст. 435 УПК РФ).