Эволюция российской модели регионального конституционного контроля: от уставных палат к конституционным судам и обратно?
Аннотация
В статье приводится авторская периодизация становления и развития российской модели регионального конституционного контроля, отмечаются проблемы и противоречия на каждом из этих этапов, анализируются препятствия, не позволившие реализоваться региональному конституционному контролю в форме региональной конституционной юстиции. Несмотря на отсутствие фатальных препятствий к реформированию конституционных (уставных) судов субъектов РФ, законодатель на новом этапе конституционной реформы сделал выбор в пользу несудебной модели регионального конституционного контроля. В чем могут заключаться новые возможности для развития конституционного права в субъектах Российской Федерации благодаря использованию потенциала регионального конституционного контроля в несудебной форме? Каковы препятствия и дефициты на пути реализации несудебной модели регионального конституционного контроля? Анализируя первый опыт работы Конституционного совета Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 декабря 2022 года, пока еще трудно сделать вывод о построении некой завершенной модели регионального конституционного контроля. Поиск содержательного наполнения этой модели, очевидно, будет продолжен. Предлагаемые в статье идеи и рекомендации направлены на раскрытие потенциала новой формы регионального конституционного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 02/2023 |
Страницы | 6-17 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2023-2-6-17 |
Реализация субъектами федерации функции конституционного контроля через собственные судебные органы является в первую очередь отражением конституционной автономии и собственной государственности субъектов федеративного государства. В условиях реализации американской модели конституционной юстиции включенность неспециализированных судов субъектов федерации в конституционный контроль выступает дополнительно естественным и неотъемлемым атрибутом этой децентрализованной или диффузной модели, проявлением идеи судебного федерализма. Однако и в рамках континентальной европейской централизованной или концентрированной модели конституционной юстиции конституционные суды субъектов федерации могут играть весомую роль в обеспечении конституционного порядка. Так, конституционная юстиция федеральных земель Германии рассматривается как важнейший атрибут государственности земель и высшее проявление их конституционной автономии.