Роль гуманитарных знаний в процессе подготовки студентов в условиях современного социокультурного пространства
Аннотация
Цель. В статье рассматривается проблема гуманитарного образования студентов. Обращено внимание на ценностную наполненность личностной культуры будущих специалистов и их подготовку. Анализируется системообразующая роль гуманитарных знаний в формировании профессиональных компетенций студентов вузов. Особое внимание уделяется формированию общекультурных и нравственных ценностей в подготовке будущих специалистов, отмечается особая роль гуманитарных наук. Методология: диалектика, анализ, синтез, дедукция. Выводы. Преподавание гуманитарных дисциплин в вузе является основной частью образовательного процесса, цель которого — воспитание у студентов способностей к самоанализу, рефлексии к себе и окружающему миру. Изучение гуманитарных дисциплин позволит будущему специалисту мотивированно использовать способности и знания в профессиональной деятельности. Кроме того, специфика преподавания гуманитарных наук не должна базироваться на роли обезличенной информации в студенческой жизни. Также «ключевые» гуманитарные дисциплины и их объем преподавания в вузе должны быть определены законодателем и быть обязательными для всех вузов. Научная и практическая значимость. Статья посвящена сущности и значимости гуманитарных знаний в процессе обучения студентов высшей школы. Обращено внимание на ценностную значимость личной культуры будущего специалиста, направленность его учебной деятельности на творческую и познавательную активность. Показана также роль преподавателя в интересе студента к изучению дисциплины гуманитарного направления в современном высшем учебном заведении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 05/2023 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-5-20-23 |
Роль гуманитарных наук сложно переоценить, поскольку через законы человеческого бытия гуманитарное образование обеспечивало поступательное развитие социума. Начиная с XVIII в. гуманитарные дисциплины были фарватерами самопознания человека, и они опережали достижения других наук и предлагали новые смыслы, концепции, значения в сфере метафизики, социальной философии, литературы и психологии, истории и культурологии. Эти науки были о человеке и человеческом самопознании. На сегодня, наблюдая за развитием современного общества, резким «ускорением» исторического времени в координатах новых информационных технологий, исследователи во главу угла ставят вопросы о развитии личности человека в прогрессе современной цивилизации, формировании творческого потенциала.