Дата публикации: 16.05.2023

Комплаенс в деятельности службы безопасности: новация или традиция?

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы явления комплаенса в деятельности служб безопасности предприятий в России. Исследовано соотношение комплаенса с функциями системы безопасности предприятия. Представлен авторский подход к месту и роли комплаенса как функции подразделения безопасности коммерческой организации. В заключение автором сформулированы основные принципы эффективного обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта с применением системы комплаенса.




Словосочетание «служба безопасности» предприятия сегодня является достаточно привычным в обиходе бизнес-сообщества. Вместе с тем зрелое понимание сущности и роли подразделений безопасности сформировалось в сознании далеко не всех руководителей и специалистов различных отраслей экономики. Говоря же о таком инструменте, как комплаенс, и вовсе можно констатировать слабую осведомленность большинства людей о том, что это такое и «с чем его едят». Примечательно, что подобная картина характерна как для лиц, редко взаимодействующих со службами по контролю за бизнес-процедурами, так и для обладающих весомыми компетенциями в данной сфере. 

Список литературы

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. Санкт-Петербург : Институт проблем экономического возрождения, 2009. 336 с. EDN: MVAPBP.
2. Беляев Н.В. Деловая разведка как условие снижения неопределенности внешней среды организации / Н.В. Беляев, С.В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика : материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 18–19 апреля
3. Гунина И.А. Комплаенс в системе обеспечения экономической безопасности предприятия как основа повышения конкурентоспособности / И.А. Гунина, Ю.А. Савич, В.В. Решетов // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 1 (52). С. 163–171. DOI: 10.22394/1997
4. Зникин В.К. Разрешение проблем корпоративной безопасности силами и средствами конкурентной разведки / В.К. Зникин // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 41–48.
5. Кожина В.О. Комплаенс-контроль в деятельности организаций / В.О. Кожина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 11–1. С. 166–172. DOI: 10.34670/AR.2020.93.11.019. EDN: TPWYWF.
6. Михайлин Н.В. Роль комплаенс-функции в системе экономической безопасности предприятия / Н.В. Михайлин // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 5. EDN: JDMLAH.
7. Павленок К.Д. Комплаенс-контроль как инструмент противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности / К.Д. Павленок // Плехановский барометр. 2020. № 2. С. 40–42. EDN: PTDYGQ.
8. Свиридюк Ю.Г. Безопасность и комплаенс: сходство и различие / Ю.Г. Свиридюк // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2022. № 1 (55). С. 155–163. EDN: PVGMWX.
9. Скопенко О.Р. Проблемы и перспективы реализации системы «комплаенс-контроля» в современном российском бизнесе / О.Р. Скопенко // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50–6. С. 63–67. DOI: 10.18411/lj-05-2019-126. EDN: TYEONM.

Остальные статьи