Принцип единства системы публичной власти в сфере управления образованием в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрена система органов публичной власти в сфере управления образованием в Российской Федерации. Проанализированы проблемы управления отраслью в деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Рассмотрены проблемные аспекты управления сферой образования на федеральной территории. Отмечена необходимость совершенствования механизма управления сферой образования с учетом принципа единства публичной власти. В статье обозначена роль Президента Российской Федерации, а также Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике в обеспечении управления отраслью «образование» с учетом стратегического развития и целей создания федеральной территории. Обращается внимание на необходимость участия Государственного Совета Российской Федерации в интеграции органов управления образованием. Сделан вывод о том, что Государственный Совет Российской Федерации должен стать органом «критического осмысления» проблем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере образования, органом, который не просто согласует решения федеральной власти с регионами, а систематизирует и актуализирует проблемы, возникающие в отрасли перед руководством страны, уполномоченным на принятие решений, оперативно реагирует на социально-экономические проблемы. Также отмечается, что система публичной власти в сфере образования не может надлежащим образом функционировать без участия народа Российской Федерации в лице общественных организаций, консультативных и совещательных советов, академических и научных сообществ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 05/2023 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2023-5-16-19 |
Принцип единства публичной власти, закрепленный в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), имеет исторические предпосылки в российской государственности. Еще Покровский С.П. в начале XX в. заметил, что «лично-территориальное начало» существовало в Древней Руси в эпоху княжеств и в правительственной системе управления 1906 г. При этом это была децентрализация управления, так как на местах решались те дела, которые при централизации решались бы центром. Народ был волен в Древней Руси вплоть до монголо-татарского ига, народное вече могло решить, что власть князя неугодна, не выполнять его указаний. В свою очередь управление в сфере образования в Российской Федерации осуществляет система органов публичной власти, находящихся на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Органы управления образованием являются одним из элементов системы образования и составляют ее организационно-управленческую подсистему.