Дата публикации: 02.05.2023

Наследование исключительного права на товарный знак (знак обслуживания): актуальные проблемы и пути их решения

Аннотация

В статье исследуются проблемы, возникающие при наследовании исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Особое внимание уделено новеллам гражданского законодательства в рассматриваемой сфере. Поддержан вывод о включении граждан в круг правообладателей товарных знаков. Подтверждено положение о том, что государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак в случае универсального правопреемства носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер. При этом для исключения правовой неопределенности и ввода в заблуждение третьих лиц относительно субъекта, которому принадлежит товарный знак, доказана необходимость нормативного закрепления годичного срока для перерегистрации права на нового обладателя. При наличии двух и более наследников на товарный знак предложено несколько вариантов. Прежде всего, в целях охраны и управления исключительными правами нотариус в качестве учредителя доверительного управления может заключить договор доверительного управления. Впоследствии наследники вправе заключить соглашение о разделе имущества. В том случае, если между наследниками не будет достигнуто консенсуса, предложено исходить из приоритета за тем наследником, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Обосновано, что при отсутствии наследников исключительное право на товарный знак прекращается.




В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) закреплены различные средства индивидуализации. Вместе с тем практически отсутствуют специальные правила об их наследовании. Это, безусловно, негативно сказывается на функционировании нормального гражданского оборота. 

Список литературы

1. Белькова Е.Г. Статус субъекта права / Е.Г. Белькова // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 1. С. 44–47.
2. Виниченко Ю.В. О соотношении гражданского и экономического оборота / Ю.В. Виниченко // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 5. С. 879–887.
3. Виниченко Ю.В. Требования в праве (общетеоретический аспект) / Ю.В. Виниченко // Baikal Research Journal. 2010. № 6. С. 53.
4. Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2012. № 9. С. 22–32.
5. Городисская Е.Ю. Наследование прав на товарный знак / Е.Ю. Городисская // Закон. 2014. № 5. С. 78–81.
6. Гришаев С.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий / С.П. Гришаев. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2022.
7. Лабзин М. Наследование права на товарный знак / М. Лабзин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2007. № 8. С. 29–39.
8. Новоселова Л.А. О наследовании прав на средства индивидуализации / Л.А. Новоселова // Хозяйство и право. 2014. № 3 (446). С. 28–38.
9. Рахматулина Р.Ш. Наследование исключительных прав на товарные знаки как способ реализации экономических интересов / Р.Ш. Рахматулина, Свиридова Е.А. // Государство и право. 2019. № 10. С. 75–82.
10. Рузакова О.А. Проблемы и перспективы развития законодательства о субъектном составе лиц, обладающих исключительным правом на товарные знаки / О.А. Рузакова // Патенты и лицензии. 2022. № 5. С. 5–10.
11. Стражевич Ю.Н. Правовая возможность наследования исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) / Ю.Н. Стражевич // Судья. 2016. № 2. С. 14–18.

Остальные статьи