К вопросу о введении киберответственности искусственного интеллекта
Аннотация
Особое положение искусственного интеллекта как объекта правоотношений, требует принятия в России специального федерального конституционного закона «Об искусственном интеллекте», который установит его понятие, обязательное государственное лицензирование, ограничения его деятельности и ответственность за результаты его деятельности, что также необходимо для защиты социальных прав и свобод человека. В статье предложена авторская концепция киберответственности искусственного интеллекта и его юнитов как объекта правоотношения, которую они будут нести фактически (физически) и которая разграничивается с различными видами юридической ответственности за деятельность определенного круга субъектов права, с ним связанных. Дальнейшей разработки требует концепция мер государственного принуждения искусственного интеллекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2023 |
Страницы | 53-58 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-5-53-58 |
Число нормативных актов в мире по робототехнике в гражданско-правовом регулировании стремительно множится. Вместе с тем отсутствие должного конституционно-правового регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта, нейросистем и киберфизических систем несет определенные социальные риски для государств, в том числе использование искусственного интеллекта в криминальных целях (мошенничество, шпионаж, причинение смерти и пр.), и вопрос об ответственности и санкциях за вред, причиненный юнитами искусственного интеллекта. Самым серьезным риском является возможность обучения любого вида искусственного интеллекта алгоритмам социальной дискриминации людей по различным признакам, запрещенной ст. 19 Конституции РФ, что уже имеет место в зарубежной практике.