Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
Аннотация
В качестве инструмента правовой охраны конституций и уставов в субъектах Российской Федерации с конца 90-х годов прошлого века предусматривались конституционные (уставные) суды. С начала 2023 г., после их упразднения, в некоторых республиках в целях обеспечения высшей юридической силы и верховенства республиканской конституции были созданы конституционные советы. Федеральный законодатель предусматривает возможность создания конституционных (уставных) советов обязательно при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются подходы к определению статуса новых органов, как конституционных (уставных) государственных органов субъектов Российской Федерации. Анализируются конституционный контроль и конституционный надзор, статус комитетов конституционного надзора, мнения ученых, республиканское законодательство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2023 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-5-41-45 |
Субъекты Российской Федерации, принимая свои конституции и уставы, рассматривают их в качестве основных законов в своей системе законодательства, придают им учредительные функции и высшую юридическую силу в пределах своего ведения, наделяют свойствами политико-правовой основы для правотворчества. В этой связи существование в субъектах Российской Федерации механизмов правовой охраны основных законов видится вполне закономерным. С момента принятия действующей федеральной Конституции соответствующие специализированные региональные органы были созданы не везде, но в большинстве республик Российской Федерации, а также в некоторых других субъектах Российской Федерации до последнего времени эту роль исполняли судебные органы конституционного контроля — конституционные (уставные) суды.