Судебная власть в Республике Беларусь в свете конституционных новелл 2022 года
Аннотация
Судебная власть, вопросы ее организации, функционирования, места в системе разделения властей давно стали предметом внимания исследователей. Автор с учетом исторического аспекта приводит различные подходы к определению суда и судебной власти. На основе белорусского законодательства излагаются задачи и функции, осуществляемые судами, описана судебная система Республики Беларусь. В свете прошедшей в Республике Беларусь конституционной реформы 2022 г. особый интерес вызывают новации, коснувшиеся в том числе судебной власти. Настоящая статья включает сравнительный анализ действовавшего прежде и обновленного Основного закона, рассматриваются особенности взаимодействия судебной власти с другими ветвями государственной власти и Президентом. Подчеркивается расширение полномочий Конституционного Суда, значимость конституционного контроля, а также высказано мнение о субъектах и содержании судебной власти в государстве. По мнению автора, судебная власть в первую очередь проявляется при обеспечении верховенства права и Конституции путем сдерживания деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, при этом Конституционный Суд как орган, контролирующий конституционность нормативных правовых актов, является ключевым носителем судебной власти в Республике Беларусь.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2023 |
Страницы | 55-60 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-4-55-60 |
Идея судебного контроля берет свое начало еще с античных времен и активно развивается в эпоху зарождения теории разделения властей. В дореволюционной российской юридической литературе подчеркивалась роль суда как не заинтересованного в исходе дела посредника при защите общих государственных интересов. С наступлением советского периода суд превратился в карательный орган, одной из функций которого являлось в том числе и воспитание граждан. Самостоятельность суда не признавалась, поскольку в действительности он был звеном государственного аппарата, выполняющим в большей степени репрессивную, нежели правозащитную функцию. В нынешнее время суд воспринимается нейтрально как орган, устанавливающий истину по делу и восстанавливающий справедливость, осуществляющий разрешение правовых споров, а также назначающий наказание виновных лиц в законодательно установленной форме. На наш взгляд, суд верно определен в качестве специализированного государственного органа, осуществляющего функцию социального контроля при наличии конфликта между отдельными членами общества, а также между ними и государством, возникшего в любой урегулированной правом сфере деятельности человека.