Особенности рассмотрения судебной практики по вопросам ответственности, возникающей по договорам железнодорожных перевозок
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей ответственности перевозчика за несохранность груза при его перевозке железнодорожным транспортом, перевозимого по договору перевозки. Проанализированы основания и характер ответственности перевозчика за утерю, порчу, повреждение груза. Исследованы основания, при которых снимается ответственность перевозчика за несохранность груза при его транспортировке железнодорожным транспортом. Гражданский кодекс Российской Федерации в современных условиях хозяйствования является основополагающим в вопросах транспортировки груза при использовании железнодорожного подвижного состава. В договорах перевозки грузов железнодорожным транспортом учитывается ряд основных прав и обязанностей. Одной из особенностей данного вида договоров является то, что он подтверждается выдачей коносамента. Заключение таких договоров происходит между грузоотправителем и перевозчиком. До сих пор не определен единый подход к объяснению правовой природы таких документов. Статьи 36 и 37 УЖТ РФ противоречат п. 3 ст. об обязанности грузополучателя принять и оплатить товар (ст. 308 ГК РФ). Решение этой проблемы заключается в закреплении обязательства по получению товара и оплате грузоотправителю. В статье подробно рассмотрен ряд проблем, которые могут возникать при подписании соглашений между перевозчиком и грузоотправителем. Среди них такие как те, которые касаются пролонгации срока доставки груза железнодорожным транспортом. Поэтому отмечается, что норма ГК РФ является противоречащей УЖТ РФ, которая на данный момент допускает заключение соглашения об увеличении сроков доставки груза. Рассмотрение вопросов, связанных с ответственностью, вопросов, связанных с регулированием железнодорожных перевозок грузов на основании действующего законодательства, и тщательный анализ судебной практики являются важными, поскольку они применяются не только для улучшения и повышения эффективности самих перевозок, но и для обеспечения качественной и надежной деятельности железнодорожного транспорта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2023 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2023-2-20-24 |
В современных условиях хозяйствования на долю железнодорожного транспорта приходится более 45% от всего объема перевозок в стране, при этом основным перевозчиком является ОАО «РЖД». Тем не менее специалистами отмечается целый ряд проблем, связанных с модернизацией инфраструктуры и материальной базы ОАО «РЖД». Данные проблемные вопросы могут быть решены за счет формирования конкурентной среды и стремления компаний-перевозчиков к повышению качества предлагаемых услуг. Для этого целесообразно завершить начатую реформу ОАО «РЖД» путем продажи дочерних компаний инвесторам и разделения владельца инфраструктуры и перевозчика.