Информационная безопасность образовательной среды в аспекте деструктивной идеологии колумбайн-сообществ
Аннотация
Постановка проблемы. В век мобильности и интенсивности развития информационных технологий интернет-платформа с доступными многообразными социальными сетями выступает не только благом, но и средством распространения идей антисоциального, деструктивного, противоправного характера. Заполнение интернет- и медиа-пространства информацией деструктивного содержания опасно для неустойчивой психики несовершеннолетних, которые, по данным различных исследований, являются основными потребителями интернет-ресурсов. В результате виртуальное деструктивное мировоззрение приобретает реальные очертания и перерастает в насильственные массовые расстрелы в образовательных учреждениях. Целью и задачами данного исследования является формирование комплексно-системного подхода в реализации различных форм противодействия распространения радикальных идей колумбайна. В основу методологии исследования положены общенаучные и специальные методы, что способствовало авторам проанализировать колумбайн как наиболее опасное проявление деструктивной идеологии, которое, с одной стороны, выступает массовым насилием в отношении учащихся, с другой стороны, — движением по формированию деструктивных групп, состоящих из учащихся-колумбайнеров. В ходе исследования сделан вывод о непродуктивности противодействия проявлениям колумбайна исключительно в рамках юрисдикционных форм. Так как в основе деструктивной деятельности заложено воздействие на психику несовершеннолетнего, то и неюрисдикционные формы противодействия распространению радикальных антисоциальных идей сыграют немаловажную роль в обеспечении безопасности образовательной среды. Научная и практическая значимость исследования. Исследование может послужить основой как для дальнейшего изучения данной проблемы, так и для методических рекомендаций планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 03/2023 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-3-32-37 |
Любое общество исторически подвержено присущей только ему идеологии. Под идеологией понимается теоретическая система, объективно и достаточно полно выражающая интересы определенной социальной группы как самостоятельного субъекта в конкретных социально-исторических условиях и выступающая теоретической основой такой деятельности и действий разных социальных групп, которые ведут к реализации интересов группы1. Отклонение от принятой в обществе идеологии расценивается как аморальное, безнравственное и даже противоправное поведение, которое по своей сущности тоже обладает своей идеологией, противопоставляя ее идеологии общества в целом. В научной литературе для определения отклоняющегося поведения используется такой термин, как «деструктивная идеология», т.е. направленность на разрушение таких социальных институтов, норм, ценностей, связей данного социума, которые объективно необходимы в конкретно-исторических условиях конкретному обществу2. Деструктивная идеология при своей реализации в обществе представляет собой фундамент противозаконного поведения, основой которого выступает низкий уровень социальной ответственности, проявления безнравственности и аморальности.