Дата публикации: 28.03.2023

Информационная безопасность образовательной среды в аспекте деструктивной идеологии колумбайн-сообществ

Аннотация

Постановка проблемы. В век мобильности и интенсивности развития информационных технологий интернет-платформа с доступными многообразными социальными сетями выступает не только благом, но и средством распространения идей антисоциального, деструктивного, противоправного характера. Заполнение интернет- и медиа-пространства информацией деструктивного содержания опасно для неустойчивой психики несовершеннолетних, которые, по данным различных исследований, являются основными потребителями интернет-ресурсов. В результате виртуальное деструктивное мировоззрение приобретает реальные очертания и перерастает в насильственные массовые расстрелы в образовательных учреждениях. Целью и задачами данного исследования является формирование комплексно-системного подхода в реализации различных форм противодействия распространения радикальных идей колумбайна. В основу методологии исследования положены общенаучные и специальные методы, что способствовало авторам проанализировать колумбайн как наиболее опасное проявление деструктивной идеологии, которое, с одной стороны, выступает массовым насилием в отношении учащихся, с другой стороны, — движением по формированию деструктивных групп, состоящих из учащихся-колумбайнеров. В ходе исследования сделан вывод о непродуктивности противодействия проявлениям колумбайна исключительно в рамках юрисдикционных форм. Так как в основе деструктивной деятельности заложено воздействие на психику несовершеннолетнего, то и неюрисдикционные формы противодействия распространению радикальных антисоциальных идей сыграют немаловажную роль в обеспечении безопасности образовательной среды. Научная и практическая значимость исследования. Исследование может послужить основой как для дальнейшего изучения данной проблемы, так и для методических рекомендаций планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях.




Любое общество исторически подвержено присущей только ему идеологии. Под идеологией понимается теоретическая система, объективно и достаточно полно выражающая интересы определенной социальной группы как самостоятельного субъекта в конкретных социально-исторических условиях и выступающая теоретической основой такой деятельности и действий разных социальных групп, которые ведут к реализации интересов группы1. Отклонение от принятой в обществе идеологии расценивается как аморальное, безнравственное и даже противоправное поведение, которое по своей сущности тоже обладает своей идеологией, противопоставляя ее идеологии общества в целом. В научной литературе для определения отклоняющегося поведения используется такой термин, как «деструктивная идеология», т.е. направленность на разрушение таких социальных институтов, норм, ценностей, связей данного социума, которые объективно необходимы в конкретно-исторических условиях конкретному обществу2. Деструктивная идеология при своей реализации в обществе представляет собой фундамент противозаконного поведения, основой которого выступает низкий уровень социальной ответственности, проявления безнравственности и аморальности.

Список литературы

1. Калинин Л.А. Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ : автореферат диссертации кандидата философских наук / Л.А. Калинин. Нижний Новгород, 2007. 27 с.
2. Корнейков Е.Н. Педагогические условия обеспечения безопасности деятельности подростков в информационной цифровой среде средствами психолого-педагогического влияния / Е.Н. Корнейков // Скиф. 2022. № 4 (68). С. 76–84.
3. Лебедева Т.С. О роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в реализации ювенальных технологий / Т.С. Лебедева // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6. С. 212–215.
4. Силантьев Р.А. Кто такие колумбайнеры и как их распознать : методическое пособие / Р.А. Силантьев, Р.В. Голубин, Н.И. Дунаева [и др.]. Нижний Новгород, 2022. 69 с.
5. Сулейманов Р. Яна Амелина: Субкультура «колумбайна» укоренилась в молодежной среде / Р. Сулейманов // EADaily. 2021. 14 мая.
6. Fryer B. The media spectacle of Columbine: Alienated youth as an object of fear / B. Fryer // American Behavioural Scientist. 2009. Vol. 52. Iss. 10. P. 1387–1404.
7. McMurdo S. «It’s a filthy goddamn helpless world»: Reimagining Columbine, Tate Langdon and the spectre of school shooters / S. McMurdo // European Journal of American Culture. 2019. Vol. 38. Iss. 1. P. 62–68.

Остальные статьи