Дата публикации: 28.03.2023

Рассмотрение способов решения проблем определения понятия репутации субъектов в области предпринимательской деятельности

Аннотация

Цель данной научной статьи заключается в рассмотрении ключевых особенностей признаков деловой репутации различных субъектов предпринимательской деятельности. Актуальность подобного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в юридической практике сложилась удивительная ситуация, поскольку в рамках действующего законодательства отсутствует однозначный и единый подход к определению такого термина, как «деловая репутация». При этом используемое сейчас на практике определение обладает двойственным характером. Важно понимать, что по своей сути деловая репутация выступает в качестве основного индивидуализирующего признака юридического лица. Она включает в себя как нематериальный компонент, так и ряд имущественных характеристик. Так, данный признак может находить отражение в рамках бухгалтерского учета, а также учитываться в ходе налогообложения. В качестве методологической базы данного исследования выступает диалектический метод научного сознания. Вместе с этим в статье используются такие методы, как анализ и синтез. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводам о том, что для защиты деловой репутации любых юридических лиц требуется получить компенсацию причиненного ущерба. Важнейшая особенность при этом заключается в том, что истец должен предоставить доказательства точного размера полученного ущерба, при этом сами доказательства по своим свойствам должны полностью соответствовать критериям относимости и допустимости. В том случае, если истец не способен предоставить необходимые доказательства, то суд не осуществляет замену возмещения вреда на компенсацию, определенную по своему усмотрению. Благодаря проведенному анализу становится возможным рассмотрение основных тенденций и особенностей в судебной практике в области оценивания компенсаций репутационных потерь в рамках дел, связанных с защитой деловой репутации юридических лиц. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала при проведении учебных занятий, а также научных исследований гражданско-правовой тематики.




Деловая репутация производителя является одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в рамках современной рыночной экономики. Важность наличия положительной деловой репутации объясняется тем, что ее наличие позволяет в значительной степени увеличить количество реальных и потенциальных клиентов. Очевидно, что негативная деловая репутация будет отрицательно сказываться на продажах действующего хозяйствующего субъекта. Еще одна характерная особенность деловой репутации заключается в том, что, несмотря на то, что она является нематериальным параметром, она может получить стоимостную оценку. 

Список литературы

1. Борзунова О.А. Гудвилл / О.А. Борзунова // Налоговый вестник. 2019. № 6. С. 115–118.
2. Быкова Ю.Н. Деловая репутация как критерий финансовой устойчивости компании : диссертация кандидата экономических наук / Ю.Н. Быкова. Москва, 2019. 155 с.
3. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В.П. Грибанов // Осуществление и защита гражданских прав. Москва : Статут, 2021. С. 20–212.
4. Дьяченко Е.М. Деловая репутация юридических лиц : диссертация кандидата юридических наук / Е.М. Дьяченко. Краснодар, 2020. 218 с.
5. Еременко В.И. Вопросы защиты деловой репутации юридических лиц / В.И. Еременко // Адвокат. 2021. № 2. С. 9–17.
6. Иоффе О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. Москва : Юридическая литература, 1961. 381 с.
7. Килинкаров В.В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности : диссертация кандидата юридических наук / В.В. Килинкаров. Санкт-Петербург, 2011. 204 с.
8. Малеин Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности / Н.С. Малеин. Москва : Юридическая литература, 1965. 230 с.
9. Мордохов Г.Ю. Деловая репутация: генезис, определение понятия, правовое регулирование / Г.Ю. Мордохов // Право и экономика. 2019. № 8. С. 26–32.
10. Никуличева Н.Ю. Право юридических лиц на деловую репутацию и его гражданско-правовая защита : диссертация кандидата юридических наук / Н.Ю. Никуличева. Новосибирск, 2004. 117 с.
11. Поликарпов М.В. Некоторые пробелы гражданского законодательства, регулирующего охрану чести, достоинства и деловой репутации / М.В. Поликарпов // Современное право. 2015. № 11. С. 40–42.
12. Рясенцев В.А. Неимущественный интерес в советском гражданском праве // Ученые записки. Ученые записки МЮИ. 1939. Вып. 1 / А. Герцензон А. Давидович, А. Клейнман [и др.]. Москва : Юридическое издательство НКЮ СССР, 1939. С. 22–49.
13. Сахапов Ю.З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов гражданских прав и особенности ее гражданско-правовой защиты : диссертация кандидата юридических наук / Ю.З. Сахапов. Казань, 2007. 193 с.
14. Хавжокова З.Б. Защита чести, достоинства и деловой репутации: теория и практика гражданско-правового регулирования : диссертация кандидата юридических наук / З.Б. Хавжокова. Москва, 2020. 205 с.
15. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда / А.М. Эрделевский // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Остальные статьи