Дата публикации: 28.03.2023

Формирование самоидентичности и идентичности у студентов в процессе юридического образования

Аннотация

Цель. Исследовать механизмы социализации студентов юридических факультетов в процессе обучения, усвоения социального опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе диалектического единства внутреннего мира человека и внешних условий, взаимно обусловливающих друг друга. Правовая личность формируется параллельно с социальной в процессе осознания обучающимися своей принадлежности к истории и культуре своего народа, его государства и права, что становится одним из факторов их готовности к добросовестному выполнению гражданских и профессиональных обязанностей. Молодые люди как носители современных им ценностей правовой культуры, образцов и моделей правомерного поведения передадут их последующим поколениям как потенциал дальнейшего общественного развития. Методология: поставленная цель исследования определила его методологию, основу которой составили методы и принципы диалектики, формальной логики, сравнения, описания, интерпретации и другие. Выводы. В условиях информационной зависимости и отсутствия внутренней суверенности у студентов может происходить деформация восприятия образа российской государственности, знаний об истории Российского государства и права и т.д., что требует включения в образовательный процесс не только традиционных культурно-исторических ориентиров, но и социально значимых ценностей национальной идеи, гражданственности и патриотизма. Возрождение патриотизма в российском обществе во многом определяется решением проблем, связанных с противодействием политическим и правовым деформациям, ведущим к потере традиционных социальных и национальных ориентиров, влияющих на качество профессиональной подготовки юристов и их будущей деятельности. Научная и практическая значимость. В статье рассматриваются проблемы, связанные с актуализацией научной и педагогической деятельности в сфере юридического образования и воспитания. Сделан акцент на роль и значение историко-правовых и теоретических юридических наук, помогающих студентам понять причины и сущность вызовов современного мира, сформировать правосознание и правовую культуру, ориентирующих на гуманные и демократические способы регулирования социальных и правовых отношений.




 Глобальные проблемы современного мира и исторические особенности становления российской государственности являются векторами, в рамках которых происходит самоидентификация личности российского гражданина, поиск ответа на вопрос «кто я в этом мире и в чем мое предназначение?». Молодые люди как носители современных им ценностей культуры, образцов и моделей поведения передают их последующим поколениям, что заложено в человеческой природе как способности быстрого приспособления к нестабильности и многогранности современного им бытия. Идентичность позволяет сохранить целостность своего «Я» и осознать принадлежность к истории и культуре своего народа, государства и права, что становится одним из факторов реализации потенциала выпускников юридических факультетов, их готовности к выполнению гражданских и профессиональных обязанностей. Идентификация осуществляется и в процессе профессионального образования, задачей которого является обучение и воспитание молодежи в соответствии с уровнем развития научного знания, опыта, морально-нравственных норм и ценностей, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим развитием общества. 

Список литературы

1. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек / Н.Г. Козин // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 37–48.
2. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б.В. Марков // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 23–33.
3. Маркс К. Cочинения. В 39 томах / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3. 1845–1847 / том подготовлен к печати И.И. Прейсом и А.А. Уйбо ; при участии Г.А. Багатурия ; редактор Я.Б. Турчинс. 2-е изд. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955.
4. Платон. Сочинения. В 3 томах : перевод с древнегреческого / Платон ; под общей редакцией А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 2 / редактор А.Ф. Лосев. Москва : Мысль, 1972. 676 с.
5. Солонин Ю.Н. Привитие философии (Философские документы и философская культура) / Ю.Н. Солонин // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 3–13.
6. Тонконогов А.В. Россияне как политический суперэтнос / А.В. Тонконогов // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. С. 31–49.
7. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Новое время. 1990. № 3. С. 43.

Остальные статьи