Формирование самоидентичности и идентичности у студентов в процессе юридического образования
Аннотация
Цель. Исследовать механизмы социализации студентов юридических факультетов в процессе обучения, усвоения социального опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе диалектического единства внутреннего мира человека и внешних условий, взаимно обусловливающих друг друга. Правовая личность формируется параллельно с социальной в процессе осознания обучающимися своей принадлежности к истории и культуре своего народа, его государства и права, что становится одним из факторов их готовности к добросовестному выполнению гражданских и профессиональных обязанностей. Молодые люди как носители современных им ценностей правовой культуры, образцов и моделей правомерного поведения передадут их последующим поколениям как потенциал дальнейшего общественного развития. Методология: поставленная цель исследования определила его методологию, основу которой составили методы и принципы диалектики, формальной логики, сравнения, описания, интерпретации и другие. Выводы. В условиях информационной зависимости и отсутствия внутренней суверенности у студентов может происходить деформация восприятия образа российской государственности, знаний об истории Российского государства и права и т.д., что требует включения в образовательный процесс не только традиционных культурно-исторических ориентиров, но и социально значимых ценностей национальной идеи, гражданственности и патриотизма. Возрождение патриотизма в российском обществе во многом определяется решением проблем, связанных с противодействием политическим и правовым деформациям, ведущим к потере традиционных социальных и национальных ориентиров, влияющих на качество профессиональной подготовки юристов и их будущей деятельности. Научная и практическая значимость. В статье рассматриваются проблемы, связанные с актуализацией научной и педагогической деятельности в сфере юридического образования и воспитания. Сделан акцент на роль и значение историко-правовых и теоретических юридических наук, помогающих студентам понять причины и сущность вызовов современного мира, сформировать правосознание и правовую культуру, ориентирующих на гуманные и демократические способы регулирования социальных и правовых отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 03/2023 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-3-14-18 |
Глобальные проблемы современного мира и исторические особенности становления российской государственности являются векторами, в рамках которых происходит самоидентификация личности российского гражданина, поиск ответа на вопрос «кто я в этом мире и в чем мое предназначение?». Молодые люди как носители современных им ценностей культуры, образцов и моделей поведения передают их последующим поколениям, что заложено в человеческой природе как способности быстрого приспособления к нестабильности и многогранности современного им бытия. Идентичность позволяет сохранить целостность своего «Я» и осознать принадлежность к истории и культуре своего народа, государства и права, что становится одним из факторов реализации потенциала выпускников юридических факультетов, их готовности к выполнению гражданских и профессиональных обязанностей. Идентификация осуществляется и в процессе профессионального образования, задачей которого является обучение и воспитание молодежи в соответствии с уровнем развития научного знания, опыта, морально-нравственных норм и ценностей, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим развитием общества.