Дата публикации: 28.03.2023

Конфликт интересов в сфере образования: что необходимо знать педагогическому работнику

Аннотация

Цель. Изложить некоторые результаты исследования проблем противодействия коррупции в виде научной публикации, в рамках которой дать оценку современному состоянию института конфликта интересов педагогического работника и предложить рекомендации по наиболее оптимальной реализации соответствующих требований антикоррупционного законодательства в образовательных учреждениях. Методология: для достижения поставленной цели использовался всеобщий диалектический метод научного познания, а также ряд частнонаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, интервьюирование, формально-структурный, системный и другие). Выводы. Проведенное исследование показало, что в настоящее время у педагогических работников (учителей, профессорско-преподавательского состава) образовательных учреждений все еще не сформировано понимание конфликта интересов, а также то, как действовать в ситуациях, с ним связанных, и к какой ответственности можно быть привлеченным, если своевременно и правильно не разрешать соответствующие ситуации. Научная и практическая значимость. Результаты исследования могут способствовать научным, в том числе межотраслевым, исследованиям по противодействию коррупции, а также быть полезны для целей антикоррупционного просвещения педагогических работников образовательных учреждений.




Согласно ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции»), граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем следует признать, что перспектива быть привлеченным к юридической ответственности не дает стопроцентных результатов в борьбе с коррупцией. Вероятно, отчетливо понимая это, законодатель в уже упомянутом нормативно-правовом акте предлагает противодействовать этому негативному социальному явлению тремя группами способов: предупреждением, профилактикой и борьбой с коррупцией (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»). 

Список литературы

1. Авдеев В.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. 2017. № 5. С. 2–4.
2. Бахвалова К.А. Детерминанты коррупции: причины и условия коррупции, последствия коррупции / К.А. Бахвалова // Экономика и социум. 2015. № 6–2 (19). С. 359–361.
3. Волосова Н.Ю. Антикоррупционная информационная среда и ее роль в формировании антикоррупционного мировоззрения / Н.Ю. Волосова // Академический юридический журнал. 2018. № 2. С. 52–56.
4. Гармаев Ю.П. Предупреждение коррупции и реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры РФ и органами Следственного комитета РФ : учебно-методическое пособие / Ю.П. Гармаев, В.А. Фалилеев. Новосибирск, 2015. 35 с.
5. Донецкая С.С. Состояние и структура коррупции в российских вузах (Анализ мнений студентов) / С.С. Донецкая // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 71–72.
6. Конышев В.Н. Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 152–159.
7. Кравченко А.Г. Особенности форм коррупции в системе высшего образования в России / А.Г. Кравченко, А.И. Прокопенко // Философия права. 2016. № 1 (74). С. 34–38.
8. Мурашкин И.Ю. Проблемы реализации коррупционного законодательства о подарках / И.Ю. Мурашкин // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 43–45.
9. Попова Е.И. Конфликт интересов: понятие и признаки / Е.И. Попова // Глагол правосудия. 2022. № 3 (29). С. 53–56.
10. Попова Е.И. О некоторых особенностях проведения занятий по предупреждению коррупции среди широких слоев населения / Е.И. Попова // Юридическое образование и наука. 2016. № 2. С. 36–39.

Остальные статьи