Дата публикации: 21.03.2023

Подходы к определению субъектов правовой ответственности за причинение вреда при использовании высокоавтоматизированных транспортных средств

Аннотация

В настоящей статье автор рассматривает вопросы, связанные с определением субъекта, ответственного за причинение ущерба, причиненного высокоавтоматизированными транспортными средствами, с целью выделения основных подходов по определению субъекта ответственности. Актуальность исследования основывается на ряде положений Стратегии безопасности дорожного движения Российской Федерации на 2018–2024 годы, выделяющих использование высокоавтоматизированных транспортных средств в качестве приоритетного направления, а также фактической активизации законодателя в вопросах внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств в отечественный экономический оборот. Работа основывается на сравнительном анализе постановлений Правительства РФ по данному вопросу и ряда законодательных актов иностранных государств. Автором в ходе исследования выделена ключевая терминология данной отрасли, а также представлены основные подходы к определению субъекта гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба в ходе эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Устанавливается, что существует два основных подхода: no-fault scheme и tort-based scheme, отличие которых заключается в различном распределении бремени доказывания. Российским же законодателем при формировании правового регулирования использования высокоавтоматизированных транспортных средств предположительно избрана модель tort-based scheme. При этом активно используется иностранный опыт, в частности опыт США, что представляется правильным и даже необходимым с учетом зарождающегося состояния индустрии, однако также автором отмечается наличие ряда проблем, присутствующих в экспериментальных правовых режимах.




В последние годы усиливается тенденция, связанная с автоматизацией некоторых сфер экономики, научно-техническим прогрессом и появлением высокотехнических программных систем, способных улучшить и автоматизировать работу многих сложных процессов и механизмов. Интенсивное усиление настоящей тенденции наблюдается и в транспортных правоотношениях. Так, в частности, в развитых странах ежегодно выпускаются новые модели автомобилей, оснащенных системой автоматизации вождения, которая позволяет значительно облегчить работу водителя и при этом обеспечить его безопасность. Высокий уровень безопасности автоматизированного вождения подтверждается статистическими данными. 

Список литературы

1. Березина Е.А. Правовые технологии нормативного регулирования общественных отношений, связанных с эксплуатацией автономных (беспилотных) транспортных средств / Е.А. Березина // Евразийский юридический журнал. 2020. № 6 (145). С. 104–109.
2. Anderson, J.M. The U.S. Experience with No-Fault Automobile Insurance: A Retrospective / J.M. Anderson, P. Heaton, S.J. Carrol. RAND Corporation, 2010. 192 p.
3. Schaub, M. Self-driving cars wo will be liable? / M. Schaub, A. Zhao. URL: <a href="https://clck.ru/33QZTK" target="_blank">https://clck.ru/33QZTK</a> (дата обращения: 29.01.2023).
4. Si, M. Shenzhen gives green light to fully autonomous vehicles / M. Si // China daily. 2022. 8 July.
5. Singh, S. Critical reasons for crashes investigated in the National Motor Vehicle Crash Causation Survey (Traffic Safety Facts Crash•Stats. Report № DOT HS 812 115) / S. Singh. Washington, DC : National Highway Traffic Safety Administration, 2015.

Остальные статьи