Дата публикации: 14.02.2023

Цифровые платформы: от защиты конкуренции к защите данных

Аннотация

В статье рассматривается вопрос взаимодействия конкурентного права и законодательства о защите персональных данных через призму цифровых платформ; на первый план выдвигаются интересы пользователя как наиболее уязвимой стороны, находящейся в отношениях с монополистом — цифровой платформой. На основе методологии кейс-стади делается вывод о том, что в основе взаимодействия антимонопольного права и законодательства о защите данных лежит проблема информационного самоопределения и автономии пользователя или так называемое «человеческое» измерение антимонопольного права. В контексте рынка цифровых платформ автономия пользователя может стать своеобразным рычагом в системе антимонопольных сдержек и противовесов наряду с уже существующими инструментами, механизмами и лучшими отечественными и зарубежными практиками в области защиты конкуренции.




В современном мире данные выступают в качестве краеугольного камня, «цифровой нефти», обеспечивающей невероятное конкурентное преимущество тем игрокам рынка, которые используя платформенную бизнес-модель, оборачивают в свою пользу действие сетевых эффектов, что в сочетании с недостаточностью существующих средств антимонопольного регулирования (работающих для «обычных» рынков, но нуждающихся в адаптации к рынкам технологическим), ведет к наращиванию рыночной власти таких акторов. В этой связи особый интерес представляет рассмотрение вопроса взаимодействия конкурентного права и законодательства о защите персональных данных через призму цифровых платформ. 

Список литературы

1. Ву Т. Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета / Т. Ву ; перевод с английского А. Лаировой. Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013. 376 с.
2. Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление / А.В. Габов // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 13–82.
3. Доценко А.В. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде / А.В. Доценко, А.Ю. Иванов // Закон. 2016. № 2. С. 31–45.
4. Иванов А.Ю. Контроль монополизации в условиях цифровой экономики: первая часть дискуссии о пятом антимонопольном пакете / А.Ю. Иванов // Закон. 2018. № 2. С. 106–119.
5. Позднякова А.Э. Вопросы конкуренции на рынке социальных сетей / А.Э. Позднякова, Д.А. Котова, Е.В. Семенова // Закон. 2020. № 2. С. 74–85.
6. Срничек Н. Капитализм платформ / Н. Срничек ; перевод с английского под научной редакцией М. Добряковой. 3-е изд. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. 125 с.
7. Фомина С.Е. Права человека в информационном обществе / С.Е. Фомина // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2021. № 12. С. 154–163.
8. Черешнева И.А. Алгоритмы и право: анализ, вдохновленный судебным прецедентом / И.А. Черешнева // Информационное общество. 2021. № 6. С. 84–90.
9. Bosco F. Profiling Technologies and Fundamental Rights and Values: Regulatory Challenges and Perspectives from European Data ProtectionAuthorities / F. Bosco, N. Creemers, V. Ferraris [et al.] // Reforming European Data Protection Law / eds. by S. Gutwirt
10. Stiglitz J.E. Towards a Broader View of Competition Policy / J.E. Stiglitz // Towards A Broader View Of Competition Policy : Roosevelt Institute Working Paper. Roosevelt Institute, 2017. 25 p.
11. Wiedemann K. Data Protection and Competition Law Enforcement in the Digital Economy: Why a Coherent and Consistent Approach is Necessary / Wiedemann K. // I IC — International Review of Intel lectual Property and Competition Law. 2021. Vol. 52. P. 915–93

Остальные статьи