Дата публикации: 21.03.2023

Межведомственное информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов

Аннотация

Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации даже в существующих экономических и геополитических условиях играет важную роль в экономическом развитии государства. Улучшение ее эффективности напрямую зависит от существующей системы администрирования таможенных платежей, которая способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров, играет важную роль в формировании доходной части бюджета и, соответственно, влияет и на экономическую безопасность страны, что особенно актуально сегодня в условиях существующих экономических санкций. Поступление таможенных платежей в доход федерального бюджета России предполагает, что платежи считаются ключевыми инструментами регулирования государства, в целом как национальной (отечественной) экономики, так и международных экономических отношений. В рамках статьи проведен анализ инструмента взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы. Отражена существующая модель взаимодействия между таможенными и налоговыми органами. Систематизированы основные направления межведомственной информационной интеграции налоговых и таможенных органов в рамках общих стратегий развития до 2030 г. Автором выявлены как проблемы, так и перспективы развития межведомственного взаимодействия налоговой и таможенной службы, связанные с техническим и информационным обеспечением. Определяются способы повышения результативности налогового администрирования таможенных органов.




Наделение таможенного регулятора фискальными полномочиями в действующем праве, несомненно, публично артикулирует позицию законодателя по вопросу необходимости и неизбежности взаимодействия органов налогового контроля со структурными подразделениями ФТС России, ответственными за взимание таможенных платежей различного характера. Кроме того, необходимость обеспечения эффективного взаимодействия в фискальной области продиктована публичными бюджетными целями по обеспечению экономической безопасности, финансовой устойчивости и роста динамики поступлений в бюджетную систему России. Развитие внешнеэкономической деятельности также находится в тесной корреляции с текущим налоговым режимом, его влиянием на широкий круг хозяйствующих субъектов, обеспечивающих прирост национальной экономики. 

Список литературы

1. Данченков В.А. Оптимизация доходной части бюджета путем взаимодействия налоговых и таможенных инструментов / В.А. Данченков, Н.В. Адамов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2012. № 3–1. С. 105–109.
2. Данченков В.И. Взаимодействие налоговых органов и таможенной системы / В.И. Данченков // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 253–260.
3. Желудков В.И. Финансово-правовые аспекты взаимодействия налоговых и таможенных органов в РФ / В.И. Желудков // Бенефициар. 2020. № 66. С. 6–10.
4. Жеребен Е.В. Оценка результативности взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров / Е.В. Жеребен // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 1376–1378. DOI: 10.34925/EIP.2021.129.4.275
5. Рыльская М.А. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов / М.А. Рыльская [и др.] // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 1 (109). С. 106–121.
6. Семенов К.О. Основные тенденции развития взаимодействия налоговых и таможенных органов в Российской Федерации / К.О. Семенов // Вопросы экономики и права. 2015. № 87. С. 21–24.
7. Терехова Е.А. Совершенствование проведения скоординированных контрольных мероприятий таможенными органами и налоговыми органами / Е.А. Терехова, Н.А. Шемякин // Евразийский союз ученых. Серия: Экономические и юридические науки. 2021. № 8 (89). С. 32–36. D

Остальные статьи