Дата публикации: 14.03.2023

Семейный подтекст совершения повторных преступлений осужденными, ранее отбывавшими наказание в воспитательных колониях в несовершеннолетнем возрасте

Аннотация

Семья, являясь первичным социальным институтом, в норме обеспечивает успешную социализацию ребенка в обществе, учит выстраивать конструктивные взаимоотношения в социуме, подготавливает к будущим семейным ролям, предлагает первые образцы для подражания. Однако в некоторых случаях семья может играть и дезадаптирующую роль, создавая благоприятную почву для криминализации подростка и совершения им как первичных, так и повторных преступлений. В статье описана часть исследования, посвященного изучению причин и условий совершения повторных преступлений лицами, ранее отбывшими наказание в несовершеннолетнем возрасте. В исследовании приняли участие 1159 осужденных, из них 995 мужчин и 164 женщины. Выборка состояла из осужденных, отбывавших наказание в несовершеннолетнем возрасте в воспитательной колонии не более 10 лет назад.




Становление личности подростка связано прежде всего с особенностями индивидуального сознания, а также с формированием системы социальных отношений. Особое место в этом вопросе занимает семья. Именно семья помогает подростку структурировать его жизнь, цели, интересы, выделяя значимые критерии для ориентирования в окружающем мире. Более того, именно в семье для ребенка появляется первый образец для подражания. Так, например, мальчик бессознательно перенимает образ сильного и строгого отца и этим стремится заслужить его любовь и уважение3. Поэтому для полного понимания причин повторной преступности среди несовершеннолетних обратимся к теме семейного воспитания. 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. Москва : Аспект Пресс, 1999. 375 с.
2. Артур А.Р. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст / А.Р. Артур // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 105–110.
3. Бебчук М.А. Практическая психодиагностика семьи : методическое пособие с приложениями / М.А. Бебчук, Е.А. Рихмайер. Москва : Бионика, 2012. 148 с.
4. Великоцкая А.М. Влияние социальной ситуации на идентичность подростка-правонарушителя / А.М. Великоцкая // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 56–68.
5. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование личности преступника / Я.С. Дикусар // Вестник Югорского государственного университета. 2020. № 1 (56). С. 30–36.
6. Кряжева С.Г. Детерминанты развития делинквентного поведения несовершеннолетних / С.Г. Кряжева // Наука, образование и культура : материалы международной научно-практической конференции (г. Комрат, 11 февраля 2020 г.) : сборник научных статей. В 4 томах. Т
7. Кряжева С.Г. Проблема профилактики наркомании в среде несовершеннолетних (семейный контекст) / С.Г. Кряжева // Наркоконтроль. 2020. № 2. С. 45–48.
8. Литвишков В.М. Пенитенциарная педагогика : курс лекций / В.М. Литвишков, А.В. Митькина. Рязань : АПУ Минюста России, 2004. 399 с.
9. Малетина Е.А. Взаимоотношения детей и родителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях / Е.А. Малетина, О.П. Пименова // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 15–18.
10. Нестеров А.Ю. Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних осужденных: основные понятия, закономерности и правовая основа (вопросы теории и практики) / А.Ю. Нестеров // Власть. 2018. № 6. С. 110–119.
11. Писаревская Е.А. К вопросу о социально-психологических детерминантах насильственной преступности несовершеннолетних / Е.А. Писаревская // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 11 (62). С. 56–57.
12. Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных / А.В. Пищелко. Москва : Домодедово, 1995. 250 с.
13. Хадикова И.М. Проблемы семейного воспитания, влияющие на формирование личности несовершеннолетних преступников / И.М. Хадикова, М.Б. Цаликова // ЦИТИСЭ. 2021. № 2(28). С. 232–240.

Остальные статьи