Гражданское судостроение в России и зарубежных странах: состояние, проблемы и перспективы для права и экономики
Аннотация
Одним из ключевых факторов роста национальной экономики — морской державы является конкурентоспособность гражданского судостроения. Наиболее полное освоение его экономических резервов возможно только при условии конкретизации правового регулирования вопросов постройки судов. Восполнение этого пробела актуально для российского законодательства, в котором до сих пор не отражено специфики судостроительного контракта как особой разновидности договорных обязательств, также отсутствуют базовые программные документы развития отрасли — концепции развития и государственной поддержки отечественного гражданского судостроения. Их разработка и принятие в значительной мере могли бы обеспечить импортозамещение, стимулируя отечественное производство. В статье показаны общие экономико-правовые проблемы и перспективы развития судостроения в России, анализируется зарубежный опыт правового регулирования судостроительной деятельности, показана специфика гражданско-правовых обязательств в судостроительной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2023 |
Страницы | 44-51 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2023-1-44-51 |
С древнейших времен географические открытия, уровень развития торговли и предпринимательства, обороноспособность государств, транспортное сообщение континентов определялись возможностями судостроения — стратегически важной отраслью любой национальной экономики. Опыт судомоделирования показывает преемственность и последовательный прирост технических знаний и их воплощение в новых инженерных решениях, открывающих человечеству все новые возможности в удовлетворении всевозрастающих потребностей при объективной ограниченности ресурсов планеты. Эти обстоятельства объясняют необходимость государственного планирования и поддержки судостроительной деятельности, невозможность развития данного сектора экономики вне государственного участия и поддержки. Изначально судостроение развивалось в целях использования мощностей промышленных предприятий в навигационный период, по мере его развития сформировалось единое судостроительно-судоремонтное производство, обеспечивающее работоспособность флота и удовлетворяющее частично потребность в новых судах.