Дата публикации: 20.02.2023

Цифровизация, онлайн-образование, вебинар: проблемы теории и практики

Аннотация

Цель. Анализ понятия, направлений и влияния цифровизации на правовую составляющую при оказании образовательных услуг. Отдельное внимание уделяется появлению в образовательном процессе такого нового явления, как онлайн-образование, которое состоит из электронного обучения и обучения с помощью дистанционных образовательных технологий. Кроме этого, подчеркивается необходимость установления особенностей правового режима одного из наиболее популярных сегодня образовательных продуктов — вебинара. Методология: при написании научной работы автор использовал общефилософские методы: диалектика, материализм; общенаучные методы: анализ, синтез, системный метод, а также специально-юридические методы: формально-юридический и сравнительно-правовой. Выводы. Неверно выделять в отдельную форму образовательной деятельности процесс обучения с применением дистанционных технологий. Характеризуя вебинар, автор приходит к выводу, что необходимо разграничивать форму и содержание данного явления. Также отдельное внимание в ходе исследования уделяется необходимости применения Закона о просветительской деятельности к продуктам инфобизнеса. Научная и практическая значимость. Автор статьи называет основные теоретические и практические проблемы онлайн-образования, которые в настоящее время существуют в государственных учебных заведениях и предлагает пути их возможного решения.




В современном мире прослеживается ставшая уже устойчивой тенденция к внедрению новейших цифровых технологий в различные сферы, в том числе и в сферу образования. Полагаю, что особенно острым в нашей стране этот вопрос стал в 2020 г. в связи с пандемией, актуальность внедрения современных отечественных образовательных технологий в текущих реалиях также не вызывает сомнений. Среди преподавателей высшей школы мнения в отношении эффективности цифрового обучения, необходимости и объемах его внедрения разнятся. Так, например, отмечаются такие недостатки онлайн-обучения, как: отсутствие личного контакта с преподавателем и аудиторией, необходимость жесткой самодисциплины и др.

Список литературы

1. Анищенко А.В. Социальные расходы фирмы: лечение, обучение и отдых персонала / А.В. Анищенко. Москва : Редакция Российской газеты. 2016. Вып. 6. 176 с.
2. Васильева О.Н. Современные формы проведения занятий, приемы и методы обучения, используемые в преподавании правовых дисциплин в высшей школе / О.Н. Васильева, Ю.Б. Надточий // Юридическое образование и наука. 2020. № 8. С. 10–14.
3. Ершова И.В. Цифровизация образования: pro et contra / И.В. Ершова // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 61–68.
4. Михайлова Е.В. Цифровизация профессиональной юридической деятельности и образовательного процесса: понятие и тенденции развития / Е.В. Михайлова // Хозяйство и право. 2022. № 7. С. 96–111.
5. Шевцова Г.А. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах / Г.А. Шевцова // Делопроизводство. 2021. № 1. С. 82–88.

Остальные статьи