Дата публикации: 14.02.2023

Создание федеральной территории «Сириус» в управленческой парадигме принятия решений: от появления «территории знаний» к строительству «страны умных и договороспособных людей»

Аннотация

В условиях «геополитической турбулентности» предотвращение «утечки» высококвалифицированных специалистов за рубеж и обеспечение технологического суверенитета являются приоритетными стратегическими целями научно-инновационного развития России. В связи с этим актуализируется изучение опыта создания первой федеральной территории на базе наукограда «Сириус», который рассматривается в данной статье в рамках управленческой парадигмы принятия решений. Выбранный теоретико-методологический подход позволяет оценить целесообразность использования института федеральной территории применительно к инновационно-технологическому центру с точки зрения наличия определенных предпосылок для создания территории с особым статусом и формулирования стратегических целей и задач ее учреждения. Автор приходит к выводу о том, что наличие у федеральной территории органов публичной власти, своего бюджета, собственности и встроенного правового «ограничителя утечки мозгов» в виде договора о предоставлении грантов позволит раскрыть интеллектуальный потенциал федеральной территории, которая может стать стартовой площадкой для масштабирования опыта «Сириуса» на другие регионы страны с развитым кластером инновационно-технологических организаций.




Тридцатилетняя история развития российского федерализма — это время смелых политикоправовых экспериментов, в рамках проведения которых руководство страны стремилось решить одновременно две задачи: поддерживать хрупкое равновесие между конституционным принципом равноправия всех субъектов Российской Федерации1 и их этногеографической и социально-экономической спецификой, а также балансировать между политическим курсом на выстраивание единой вертикали власти и расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации. К тому же национально-территориальный принцип строительства федеративного устройства России неоднократно приводил к росту противоречий между федеральными и региональными органами государственной власти. Все это вкупе вынуждало российскую политическую элиту пребывать в постоянном поиске более эффективных механизмов взаимодействия между разными уровнями организации публичного пространства. 

Список литературы

1. Найдеров Ю.В. Создание федеральной территории «Сириус» как фактор политического развития города Сочи / Ю.В. Найдеров // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 89. С. 105–121.
2. Tocan M.C. Knowledge Based Economy Assessment / M.C. Tocan // Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology. 2012. Vol. 2. Iss. 5. P. 1–13.
3. Smedlund A. The knowledge system of a firm: social capital for explicit, tacit and potential knowledge / A. Smedlund // Journal of Knowledge Management. 2008. Vol. 12. Iss. 1. P. 63–77.
4. Leydesdorff L. The Knowledge-Based Economy and the Triple Helix Model / L. Leydesdorff // Annual Review of Information Science and Technology. 2010. Vol. 44. Iss. 1. P. 365–417.
5. Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations / G. Hofstede. 2nd ed. Thousand Oaks, CA : Sage, 2001. 616 p.
6. Drucker P.F. Managing in a Time of Great Change / P.F. Drucker. New York : Truman Talley Books/Dutton, 1995. 371 p.
7. Федералист: Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея : перевод с английского / под общей редакцией и с предисловием Н.Н. Яковлева ; комментарий О.Л. Степановой. Москва : Прогресс — Литера, 1994. 590 с.
8. Стариков С.С. Конституционно-правовые и социально-экономические предпосылки и цели создания федеральных территорий в Российской Федерации и за рубежом / С.С. Стариков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право.
9. Праскова С.В. О федеральных территориальных единицах / С.В. Праскова // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1543–1551.
10. Праскова С.В. О месте органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в системе публичной власти / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. 2021. Т. 22. № 3. С. 220–229.
11. Полтерович В.М. Демократизация и экономический рост / В.М. Полтерович, В.В. Попов // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 13–27.
12. Абзалова А.М. Генезис федеральных территорий / А.М. Абзалова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94). С. 12–18.
13. Маскаев А.И. Российская «экономика знаний»: анализ опыта «Сколково» / А.И. Маскаев, А.В. Тупаев, Р.Ю. Маркин // Вопросы регулирования экономики. 2019. Т. 10. № 1. С. 64–76.
14. Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы реализации конституционных нововведений / И.В. Лексин // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 28–33.
15. Лексин И.В. Отношения между федеральным и провинциально-территориальным уровнями управления в Канаде / И.В. Лексин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2007. № 2. С. 1–15.
16. Кошкина Е.Н. О федеральной территории и новом образовательном проекте / Е.Н. Кошкина, И.Е. Бочарова, Е.Р. Орлова // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2022. Т. 72. № 2. С. 30–38.
17. Ирхин И.В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно-правовых моделей / И.В. Ирхин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 6. С. 30–37.
18. Ирхин И.В. Конституционно-правовой статус неинкорпорированных территорий США / И.В. Ирхин // Правоведение. 2018. Т. 62. № 3. С. 484–500.
19. Зернов И.В. Конституционные особенности статуса федеральной территории: вопросы теории и практики / И.В. Зернов // Пролог: журнал о праве. 2021. № 1 (29). С. 14–23.
20. Вишневская А.Е. Предпосылки возникновения федеральных территорий в российском законодательстве / А.Е. Вишневская // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права : материалы Межрегионального научного круглого стола с междунар
21. Бухвальд Е.М. Федеральные территории как новация политики пространственного развития в Российской Федерации / Е.М. Бухвальд // Теория и практика общественного развития. 2021. № 3. С. 44–46.
22. Аузан А.А. Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А.А. Аузан. Москва : АСТ, 2022. 160 с.

Остальные статьи