Создание федеральной территории «Сириус» в управленческой парадигме принятия решений: от появления «территории знаний» к строительству «страны умных и договороспособных людей»
Аннотация
В условиях «геополитической турбулентности» предотвращение «утечки» высококвалифицированных специалистов за рубеж и обеспечение технологического суверенитета являются приоритетными стратегическими целями научно-инновационного развития России. В связи с этим актуализируется изучение опыта создания первой федеральной территории на базе наукограда «Сириус», который рассматривается в данной статье в рамках управленческой парадигмы принятия решений. Выбранный теоретико-методологический подход позволяет оценить целесообразность использования института федеральной территории применительно к инновационно-технологическому центру с точки зрения наличия определенных предпосылок для создания территории с особым статусом и формулирования стратегических целей и задач ее учреждения. Автор приходит к выводу о том, что наличие у федеральной территории органов публичной власти, своего бюджета, собственности и встроенного правового «ограничителя утечки мозгов» в виде договора о предоставлении грантов позволит раскрыть интеллектуальный потенциал федеральной территории, которая может стать стартовой площадкой для масштабирования опыта «Сириуса» на другие регионы страны с развитым кластером инновационно-технологических организаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2023 |
Страницы | 60-68 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-2-60-68 |
Тридцатилетняя история развития российского федерализма — это время смелых политикоправовых экспериментов, в рамках проведения которых руководство страны стремилось решить одновременно две задачи: поддерживать хрупкое равновесие между конституционным принципом равноправия всех субъектов Российской Федерации1 и их этногеографической и социально-экономической спецификой, а также балансировать между политическим курсом на выстраивание единой вертикали власти и расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации. К тому же национально-территориальный принцип строительства федеративного устройства России неоднократно приводил к росту противоречий между федеральными и региональными органами государственной власти. Все это вкупе вынуждало российскую политическую элиту пребывать в постоянном поиске более эффективных механизмов взаимодействия между разными уровнями организации публичного пространства.