Дата публикации: 14.02.2023

О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории

Аннотация

Долгое время в российском законодательстве благоустройство территории рассматривалось исключительно как обязанность местных органов власти. Реализация новой модели, предполагающей частичное возложение этой обязанности на собственников недвижимости и утверждение органами местного самоуправления правил благоустройства, оказалась сопряжена с неопределенностью в пределах полномочий муниципалитетов по установлению требований в сфере благоустройства, обязательных для граждан и юридических лиц. Судебная практика пытается преодолеть указанную неопределенность, однако она не может это сделать исчерпывающим образом. В статье обосновывается необходимость разработки на федеральном уровне документов по стандартизации в сфере благоустройства. Обязательные требования, влекущие ограничения или финансовые расходы для граждан и организаций, должны включаться в муниципальные правила благоустройства исключительно на основе федеральных документов. Сложно предугадать, пойдет ли по такому пути практика, однако в той или иной форме неизбежно расширение государственного нормирования в сфере благоустройства.




Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) до 2012 г. относил организацию благоустройства и озеленения территории муниципального образования к обязанностям органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16) и допускал при этом инициативное участие в этой деятельности органов территориального общественного самоуправления (п. 3 ч. 8 ст. 27). На такой же позиции стояли предшествующие российские законы об организации местного самоуправления: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подп. 16 п. 2 ст. 6) и Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (п. 10 ст. 52, п. 5 ст. 62, п. 5 ст. 73, ст. 84). 

Список литературы

1. Васильев В.И. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 28–35.
2. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения / А.В. Мадьярова // Практика муниципального управления. 2015. № 8. С. 47–56.
3. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения / А.В. Мадьярова // Практика муниципального управления. 2015. № 9. С. 57–63.
4. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения / А.В. Мадьярова // Практика муниципального управления. 2015. № 10. С. 40–46.
5. Муниципальное право России : учебник для студентов вузов / ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Проспект, 2009. 544 с.
6. Федотова Ю.Г. Благоустройство территории: реальность или фикция / Ю.Г. Федотова // Современное право. 2018. № 11. С. 39–44.

Остальные статьи