Развитие законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и практики его применения: влияние реформы
Аннотация
Состоявшиеся изменения законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности определили новую модель государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, оказали влияние на применение законодательства об административных правонарушениях. На основе анализа судебной практики автором статьи сделаны выводы о результатах оценки оснований привлечения к административной ответственности контролируемых лиц за несоблюдение обязательных требований, исходя из правил реализации механизма «регуляторной гильотины». Также обозначена проблематика системного толкования и применения КоАП РФ и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 04/2023 |
Страницы | 35-39 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2023-4-35-39 |
Необходимость изменения подходов в работе контрольных (надзорных) органов была обозначена Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще в 2014 г., а в 2018 г. определен период реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. Контуры новой модели государственного контроля (надзора) предопределили переход к рискориентированному подходу и установление приоритета профилактических мероприятий. Кроме того, обозначенный ориентир реформы — снижение административной нагрузки — требовал синхронизации изменений законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и законодательства об административных правонарушениях. Правовую основу реформы составили Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях) и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле (надзоре)).