Право человека в современном конституционноправовом пространстве
Аннотация
Данная статья посвящена анализу специфики конституционных прав как субъективных прав человека и процессу их трансформации в «право человека» как самостоятельной сферы объективного права. Автор анализирует специфику конституционных прав и конституционного правопользования и приходит к мысли, что их юстициабельность возможна только при условии активного конституционного правосудия. В деятельности конституционных судов права человека приобретают самостоятельное значение и могут служить критериями верификации позитивного законодательства. Однако национальные конституционные суды, во-первых, не обладают достаточной степенью самостоятельности и независимости от иных органов власти и, соответственно, не всегда могут обеспечить юстициабельность прав человека. Во-вторых, содержательные характеристики основных прав и свобод не могут быть выведены из их конституционного обозначения, а нуждаются в дополнительной дефиниции. Притом такая дефиниция не может опираться на текущее, позитивное законодательство в силу плюрализма возможных моделей реализации конституционных прав. В этой связи смысловое содержание прав человека и в том числе конституционных прав образуется консенсуальным способом на наднациональном уровне. Поэтому необходимым условием юстициабельности, а значит, и реального существования таких прав в качестве субъективных выступает деятельность межгосударственных органов, обеспечивающих их императивную защиту.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2023 |
Страницы | 47-52 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-1-47-52 |
Немного о словах
Термин «право человека» ввел С.С. Алексеев со ссылкой на Иммануила Канта, который, по его мнению, использовал выражения «право человека» или «право людей» не в смысле субъективных прав (права человека), а как обозначение специфического правового феномена, который относится к объективному праву. «Категория “право человека” (“право людей”), рассматриваемая как объективное право, идея принципиально новаторская, передовая и для того времени, когда появились труды Канта, и, увы, для нынешнего времени. Она характеризует иную плоскость правовой действительности и ее понимания, нежели понятие “права человека”, рассматриваемое в значении субъективных прав».