Дата публикации: 23.01.2023

Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти

Аннотация

Статья посвящена анализу принятого Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части обновления мер конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Представлена авторская классификация данных мер, и рассматривается их трансформация через призму закрепления правовой категории «публичная власть» в организации уровней властных функций в Российской Федерации и обусловленных указанными изменениями преобразований статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В статье выдвигается тезис об укреплении роли Президента Российской Федерации в вопросах привлечения к конституционно-правовой ответственности глав субъектов Российской Федерации, даны предложения совершенствования отдельных положений законодательства. Предложены к осмыслению заложенные поправками к Конституции Российской Федерации векторы построения системы публичной власти и взаимной ответственности ее органов.




С появлением в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) термина «публичная власть» и осознанием в научной литературе необходимости «детального осмысления системных взаимосвязей элементов публичной власти в современной России» выступает особенно актуальной и востребованной задача налаживания сбалансированной работы высших должностных лиц субъектов РФ по поддержанию функционирования общей трехзвенной вертикали власти «центр — регионы — местный уровень». Обеспечением решения данной задачи должно служить текущее конституционное законодательство, которое призвано на качественно новом уровне преобразить подходы к эффективному исполнению всеми субъектами правовых отношений и звеньями публичной власти их конституционных обязанностей по реализации государственной политики. В этой связи именно Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 414-ФЗ) должен был выступить тем флагманом, который бы ознаменовал некую переналадку устаревших моделей развития, перезапустил бы и усовершенствовал уже имевшиеся алгоритмы управления, особенно в части карательных мер ответственности за недостижение вверенных поручений либо нарушение существующего конституционного правопорядка применительно к главам регионов. Удалось ли это реализовать в вышеупомянутом законе?

Список литературы

1. Лебедев В.А. Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единой системы публичной власти современной России / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 40–43.
2. Ниматулаева Р.А. Ответственность должностного лица субъекта Российской Федерации / Р.А. Ниматулаева, А.С. Гаджиева // Закон и право. 2018. № 6. С. 41–43.
3. Носкова Г.Н. Отзыв главы субъекта Российской Федерации избирателями как форма непосредственного народовластия: отдельные вопросы правового регулирования / Г.Н. Носкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1. С. 115–120.

Остальные статьи