Дата публикации: 25.01.2023

Эволюция религиозной функции в римском праве

Аннотация

Религия на всех этапах истории играла важную роль в сфере общественных отношений и выступала важнейшим фактором во взаимодействии социума и государства. Хотя религия может рассматриваться в виде самостоятельной правовой системы, как, например, шариат, и в общем виде собственно религиозного права, в понятии права религиозная функция, как представляется, должна выделяться особо ввиду того, что она играет самостоятельную роль во всей правовой системе и развивается особым образом. Целью статьи является показать эволюцию религиозной функции в римском праве, которое лежит в основе многих правовых систем современности. Сакральная функция являлась главной в начале формирования римского права, затем в нем стало проявляться всё больше светских черт, однако переход к империи привел к тому, что религиозная функция прочно закрепилась в римском публичном праве, а в период христианизации IV в. эта функция предполагала закрепление в законах формул веры, обязательных для всех подданных.




На всех этапах истории человечества и практически во всех регионах его обитания важную, а иногда и ведущую роль в сфере общественных отношений играла религия, которая не только являлась ключевым фактором во взаимодействии социума и государства, но также и обосновывала легитимность правовых норм, их общезначимость, подчеркивала ценность правовых установок. Несмотря на это, в исследованиях, посвященных аспектам функциональности права, религиозная функция обычно не выделяется. Можно, конечно, считать ее частью идеологической функции, так как религия на определенных этапах, особенно в древности, по сути, и являлась идеологией. С таким же успехом религиозную функцию можно связать и с другими традиционно выделяемыми функциями права в силу того, что общественные отношения, связанные с религией, охватывают и политическую, и экономическую, и регулятивную, и другие функции. Впрочем, религия может рассматриваться и в виде самостоятельной правовой системы, как, например, мусульманское право (шариат) или каноническое право. В исследованиях встречается и такое понятие, как религиозное право.

Список литературы

1. Воронина Т.В. Элементы сакрального права в законах XII таблиц / Т.В. Воронина // Эволюция государства и права: история и современность : сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета
2. Гарашко А.Ю. Религиозное право как форма общественного права / А.Ю. Гарашко // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 19–23.
3. Кофанов Л.Л. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права / Л.Л. Кофанов. Москва : Наука, 2001. 326 с.
4. Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII–III вв. до н.э. / Л.Л. Кофанов. Москва : Cтатут, 2006. 572 с.
5. Сильверстова Е.В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия / Е.В. Сильверстова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 7–20.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. Москва : Политиздат, 1976. 575 с.
7. Федосик В.А. Эдикт Деция о жертвоприношениях и антихристианские репрессии / В.А. Федосик // Лістападаўскія сустрэчы — XIII : Матэрыялы міжнароднай навуковай выкладчыцка-студэнцкай канферэнцыі ў гонар акадэміка М.М. Нікольскага і У.М. Перцава (Мінск, 14–15
8. Шубаро О.В. Особенности взаимодействия религии и права в религиозных правовых системах / О.В. Шубаро // Философско-культурологические исследования : сборник статей. Вып. 1. Минск, 2011. С. 125–142.
9. Bowersock, G.W. From emperor to bishop: The selfconscious transformation of political power in the IVth century A.D. / G.W. Bowersock // Classical philology. 1986. Vol. 81. № 4. P. 298–307.
10. Ehrenberg, V. Man, State and Deity: Essays in Ancient History / V. Ehrenberg. London : Methuen, 1974. 191 p.

Остальные статьи