Функциональность права как критерий его действительности
Аннотация
Статья посвящена проблеме действия права, выражающегося в его функциях как критерия его действительности. Исходя из материалистической диалектики, обосновывается тезис о том, что право воспринимается как таковое только в социальной среде в соответствующей динамике отношений в контексте своих функциональных характеристик. На основе различения правовой реальности и правовой действительности ставится вопрос о характере и формах соотношения этих категорий и о соотношении категорий «реальное право» и «действительное право». В работе используются диалектико-материалистический, системный и логический методы, а также социоаксиологический подход к пониманию права. Делается вывод о том, что социоаксиологический подход к праву позволяет понять и распознать действительное право на его ценностном уровне. Вместе с тем важнейшим критерием действительности права, позволяющим проверить его собственно действительное качество, является его действенность — функциональность. И здесь функциональность права определяет его ценность, а релевантность права как системы конвенциональных ценностей балансу классовых интересов в обществе выступает индикатором оптимального состояния его действительности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 01/2023 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2023-1-2-8 |
1. Введение. Функциональность права и диалектический материализм в теоретико-исторической правовой науке
Нами уже предпринимались попытки обосновать материалистический подход к исследованию права как научный подход в рамках теоретико-исторических правовых наук и продемонстрировать идеологический характер идеалистических теоретико- и философско-правовых конструкций1. Тем не менее признание материалистического подхода как базового для юридической теории недостаточно. Следует говорить о том, что современный материализм — это диалектический материализм, в фокусе внимания которого находятся не отдельные вещи, а динамика их отношений. Как справедливо отмечает М. Корнфорт: «Диалектический материализм считает, что во многообразных процессах, происходящих во вселенной, вещи возникают, изменяются и уничтожаются не как отдельные, индивидуальные единицы, но в существенных взаимоотношениях и во взаимосвязи, поэтому они не могут быть поняты в их оторванности и обособленности, но лишь в их отношении и взаимосвязи».