Область как субъект Федерации и административно-территориальная единица (вопросы истории)
Аннотация
В статье анализируются конституционно-правовые предпосылки конституирования областей как субъектов Российской Федерации. Показано, как историческое развитие областей повлияло на совершенствование современной модели развития федеративного государства. Представлено и доказано равенство прав всех субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Различаясь фактически, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, являются равноправными. Выделены процессы формирования правового статуса областей и краев в зависимости от процесса централизации России в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2023 |
Страницы | 42-47 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2023-1-42-47 |
История российской государственности служит примером различных подходов к территориальной организации власти. В настоящее время федеративное устройство отличается своей разнородностью, где в рамках одного государства сочетается как национально-государственная модель (республики, автономные округа и автономная область), так и административно-территориальная (города федерального значения, края, области). При этом длительное время области не рассматривались в качестве передового объекта исследования. Наиболее острые дискуссии возникали вокруг республик в составе Российской Федерации (в частности, понимания государства, их возможного суверенитета и иных особых признаков). По-видимому, этому есть и исторические предпосылки, поскольку изначально области выступали в качестве территориальной единицы в Российской империи 1-го и 2-го уровней звена административно-территориальной системы и для обозначения временных объединений губерний.