Защита прав пользователей цифровых платформ: основные подходы
Аннотация
В условиях активного развития платформенной экономики на первый план выходят вопросы регламентации работы платформ и защиты прав их пользователей. Автор уделяет особое внимание классификации платформ и в зависимости от их функционала предлагает выделять различные модели регулирования отношений «оператор платформы — продавец — потребитель услуги». В работе обращается внимание и на современные подходы к определению статуса потребителя платформы как в России, так и в зарубежных странах. Кроме того, приводятся судебные решения, отражающие общий тренд развития законодательства в этой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 01/2023 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2023-1-21-24 |
Как отмечается в Концепции государственного регулирования цифровых платформ и экосистем Министерства экономического развития Российской Федерации, основными преимуществами цифровых платформ для потребителей (граждан и компаний) являются: быстрое и удобное удовлетворение конечных потребностей, бесшовный клиентский путь, широта выбора, привлекательные условия, снижение территориальных барьеров; доступ к новой клиентской базе, удобные бизнес-сервисы. При этом в числе рисков платформенной экономики авторы доклада не без оснований называют недостаток ответственности платформ за конечные продукты и услуги. И данное опасение имеет под собой основания. Как показывает практика, интересы пользователей цифровых сервисов нередко оказываются незащищенными ввиду очевидной неготовности судов проецировать общие юридические алгоритмы на непривычную цифровую сферу. В частности, рассуждая о защите прав потребителей, многие эксперты ссылаются на невозможность разработки универсального подхода по причине разнообразия самих платформ.