Картельный сговор и иные формы скрытого соглашения участников торгов
Аннотация
В статье анализируются различные виды антиконкурентных соглашений, заключаемых участниками закупок для государственных и муниципальных нужд, основным из которых является картельный сговор. Рассматривается технология «таран», приводятся критерии разграничения законного и противоправного использования аукционных роботов. На основе разъяснительных документов ФАС России и правоприменительной практики этого органа выявляются наиболее характерные признаки присутствия нарушающих конкуренцию соглашений и способы их доказывания. Делается вывод о росте числа случаев скрытых соглашений участников, сопряженных с вымогательством и не подпадающих под признаки запрещенного законом антиконкурентного сговора. Автор констатирует отсутствие в уголовном законе состава преступления, идеально отражающего признаки подобного деяния, и вносит предложение о решении данной проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 01/2023 |
Страницы | 11-15 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2023-1-11-15 |
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ), пришедший на смену ранее действовавшему Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ), регулировавшему аналогичные отношения, изначально ставил своей главной задачей создание и поддержание конкурентной среды в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Подобный подход предопределен, в том числе, присутствием в Конституции РФ института конкуренции (ст. 8, ч. 2 ст. 34), обусловливающего ключевые нормативные предписания отраслевого законодательства.