Дата публикации: 06.02.2023

Местное самоуправление: теоретический взгляд на правовую природу в контексте состоявшихся и будущих реформ

Аннотация

В статье определяется правовая природа местного самоуправления в современной России с учетом поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г. Содержание данного правового явления анализируется через призму таких категорий, как «народовластие», «разделение властей», «местная власть», «система публичных органов публичной власти», «органы местного самоуправления», «гражданское общество». Определяется, что категория «местное самоуправление» является формой народовластия и легально отражает такое правовое явление, «как местная власть», которая не может являться отдельной ветвью власти и не может быть равнозначной категории «органы местного самоуправления», поскольку реализуется в формах непосредственной и представительной демократии. Данный методологический прием позволил выявить дуалистическую правовую природу местного самоуправления, обосновав институциональное наличие в ней общественного и публично-правового аспекта. Определены направления развития местного самоуправления с учетом его сложной правовой природы для наиболее эффективного решения стоящих перед ним задач.




Конституцией Российской Федерации гарантируется местное самоуправление как необходимый и неотъемлемый элемент функционирования правового и демократического государства. При этом, отражая мировые тенденции, заложенные прежде всего Европейской хартией местного самоуправления, в России местное самоуправление объявляется самостоятельной и независимой самоуправляющейся единицей, не входящей в систему органов государственной власти. Однако в 2020 г. в тексте Конституции Российской Федерации появилась правовая норма, которая, нельзя не сказать, отражает сложившуюся российскую данность в данной сфере, однако именно с этого времени де-юре органы местного самоуправления являются частью системы органов публичной власти. 

Список литературы

1. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 43–54.
2. Белоусова Е.В. Становление местного самоуправления как разновидности публичной власти в зарубежных странах / Е.В. Белоусова // Международное публичное и частное право. 2016. № 1. С. 31–34.
3. Ирхин И.В. Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект) / И.В. Ирхин // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11. С. 160–171.
4. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / В.И. Васильев [и др.] ; под редакцией Ю.А. Тихомирова. Москва : ИНФРА-М ; Норма, 1999. 460 с.
5. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей / К.М. Конджакулян // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 2–4.
6. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 35–45.
7. Хлуднев Е.И. Проблема отдаления местной власти от населения в свете тенденции к укрупнению муниципальных образований / Е.И. Хлуднев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 1. С. 20–22.
8. Щепачев В.А. Развитое местное самоуправление — основа укрепления российского федерализма / В.А. Щепачев // Российская юстиция. 2017. № 8. С. 10–14.
9. Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей / А.А. Югов // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 5–8.

Остальные статьи