Дата публикации: 10.01.2023

Жертвы кибербулллинга: состояние проблемы

Аннотация

Настоящая статья посвящена виктимологическим проблемам кибербуллинга. Формулируются ключевые, по мнению автора, проблемные вопросы, возникающие при изучении данного феномена. В ходе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных исследователей приводятся данные по предпосылкам кибербуллинга. Дается определение термина «жертва кибербуллинга», предлагается классификация потерпевших от подобного рода действий. По характеру ответных реакций жертвы классифицируются две основные группы (вовлеченных/невовлеченных жертв) и ряд подгрупп, среди которых различаются: агрессивные, избегающие, компромиссные, протекционные, субмиссивные, аутоинкриминирующие, игнорирующие и дереализационные потерпевшие. В зависимости от степени интенсивности реакций жертвы киберзапугивания предложено выделять реагирующий и пренебрегающий тип пострадавшего.




Кибербуллинг интересует многих исследователей. Традиционно под этим явлением понимается агрессивное взаимодействие с использованием электронных средств коммуникации.

Актуальность изучения этой темы связана с распространенностью подобного поведения. По результатам опросов, каждый четвертый пользователь Интернета хотя бы раз в жизни сталкивался с агрессией в Сети1 . Несмотря на это, виктимологическому аспекту кибербуллинга не всегда уделяется должное внимание. Так, среди 960 научных работ, посвященных кибербуллингу и депонированных в E-library, только 16% (151 источник) частично затрагивают тему потерпевших и лишь 1% (12 источников) полностью ей посвящены.

Список литературы

1. Антоневич А.Л. Ранняя внутривыводковая агрессия и ее гормональные корреляты / А.Л. Антоневич, С.В. Найденко // Журнал общей биологии. 2008. Т. 68. № 4. С. 307–317.
2. Бочкарева Е.В. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга / Е.В. Бочкарева, Д.А. Стренин // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 1. С. 91–97. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(1).91-97. 3. Волчецкая Т.С. Криминологическая характеристика и
3. Волчецкая Т.С. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и ки бербуллинга в России и зарубежных странах / Т.С. Волчецкая, М.В. Авакьян, Е.В. Осипова // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 5. С. 578–591. DOI: 10.17150/2
4. Ильина С.В. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная организация при расстройствах личности : автореферат диссертации кандидата психологических наук / С.В. Ильина. Москва, 2000. 24 с. 5. Мизулина Е. Мишенью для агрессии может стать каждый, н
5. Мизулина Е. Мишенью для агрессии может стать каждый, но вместе мы остановим трав лю. Проблеме кибербуллинга следует уделить пристальное внимание / Е. Мизулина // Газета.ru. 2020. 11 ноября.
6. Миронова С.М. Защита прав и свобод несовершеннолетних в цифровом пространстве / С.М. Миронова, С.С. Симонова // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 2. С. 234-241. DOI: 10.17150/2500-4255.2020.14(2).234-241.
7. Пищова А.В. Риски медиасоциализации обучающихся подросткового возраста / А.В. Пищова, А.Г. Давыдовский // Проблемы кибербуллинга: как сделать посещение интернета для детей и молодежи безопасным : материалы Международной научно-практической интернет-кон
8. Путинцева А.В. Особенности жертв кибербуллинга / А.В. Путинцева // E-Scio. 2019. № 9 (36). С. 678–684.
9. Солдатова Г.У. Психологические особенности участников ситуации кибербуллинга: анализ ролевого онлайн-поведения / Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, К.Р. Калинина // Познание и переживание. 2022. Т. 3. № 1. С. 46–71. DOI: 10.51217/cogexp_2022_03_01_03.
10. Стукало И.С. Психологические особенности младших подростков в ситуации кибербуллинга / И.С. Стукало, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Международ
11. Шейнов В.П. Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований / В.П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика.
12. References
13. Alonso C. Aggressors and victims in bullying and cyberbullying: a study of personality profiles using the five-factor model / C. Alonso, E. Romero // The Spanish Journal of Psychology. 2017. Vol. 20. e76. P. 1–14. DOI: 10.1017/sjp.2017.73.
14. Bennett D. College students’ electronic victimization in friendships and dating relationships: Anticipated distress and associations with risky behaviors / D. Bennett, E. Guran, M. Ramos, G. Margolin // Violence and Victims. 2011. Vol. 26. Iss. 4. P. 4
15. Duggan M. Experiencing Online Harassment // Online Harassment : report / M. Duggan, L. Rainie, A. Smith [et al.]. Pew Research Center, 2015. P. 12–19.
16. Oksanen A. Cyberbullying victimization at work: Social media identity bubble approach / A. Oksanen, R. Oksa, N. Savela [et al.] // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 109. P. 106363. DOI: <a href="https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106363." target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106363.</a>
17. Peluchette J.V. Cyberbullying victimization: do victims’ personality and risky social network behaviors contribute to the problem? / J.V. Peluchette, K. Karl, C. Wood, J. Williams // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 424–435.
18. Reyns B.W. Being pursued online: applying cyberlifestyle-routine activities theory to cyberstalking victimization / B.W. Reyns, B. Henson, B.S. Fisher // Criminal justice and behavior. 2011. Vol. 38. Iss. 11. P. 1149–1169.
19. Whittaker E. Cyberbullying via social media / E. Whittaker, R. Kowalski // Journal of School Violence. 2015. Vol. 14. Iss. 1. P. 11–29. DOI: 10.1080/15388220.2014.949377.

Остальные статьи