Пересмотр судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессе: проблемы и перспективы
Аннотация
Работа посвящена комплексному исследованию правовых проблем и перспектив развития института пересмотра гражданских дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в корреляции с правовыми традициями континентального права. Установлены единая правовая общность новых и вновь открывшихся обстоятельств, субъектный состав гражданского судопроизводства. Определено, что использование оценочных категорий в процессуальном праве наподобие «существенности» чревато неопределенностью и снижением предсказуемости судебной практики, в то же время правовые позиции высших судебных органов выступают самостоятельным элементом правового регулирования. В заключение предложено законодательно расширить круг лиц, имеющих право подать заявление о пересмотре дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе предоставить такие специальные полномочия представителям, а также разработать универсальное основание для пересмотра решений при имеющем обратную силу изменении закона.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Адвокатская практика № 01/2026 |
| Страницы | 26-30 |
| DOI | 10.18572/1999-4826-2026-1-26-30 |
Механизм пересмотра судебных актов играет важную роль в обеспечении справедливости, позволяя учитывать обстоятельства, не известные или не учитываемые ранее, способные изменить решение суда. Однако чтобы избежать злоупотреблений и сохранить стабильность судебных постановлений, необходимо четко регламентировать, когда и как может быть осуществлен такой пересмотр, а также предусмотреть альтернативные способы исправления судебных ошибок.
Поэтому изначально требуется ответить на один принципиальный вопрос: являются ли «пересмотр по новым обстоятельствам» и «пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам» самостоятельными процессуально-правовыми институтами или представляют собой единую правовую конструкцию?
Во-первых, ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) объединяет новые и вновь открывшиеся обстоятельства в рамках одного института, не разделяя их по статьям или самостоятельным процессуальным формам. Это свидетельствует о том, что законодатель исходит из их функционального и нормативного единства.
Во-вторых, цель пересмотра дела как по новым, так и по вновь открывшимся обстоятельствам — устранение судебной ошибки, вызванной отсутствием полной и достоверной информации при вынесении судебного акта. В обоих случаях заявитель обращается к суду с просьбой отменить или изменить вступившее в законную силу решение, основываясь на обстоятельствах, которые объективно не могли быть приняты во внимание ранее.
В-третьих, несмотря на различие в природе оснований (новые обстоятельства, как правило, касаются правовых новелл или официального толкования норм, а вновь открывшиеся — фактических данных), процессуальные последствия их установления идентичны: и те и другие могут повлечь за собой отмену или изменение судебного акта.
