Переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые: опыт России и законодательные инициативы Беларуси
Аннотация
В статье проанализированы нормы трудового права в части механизма переквалификации отношений по выполнению работ, оказанию услуг, оформленных гражданско-правовыми договорами, в трудовые отношения. Исследуются признаки трудовых правоотношений, являющиеся отличительными от гражданско-правовых отношений. Особое внимание в статье уделено проекту закона Республики Беларусь, который предполагает дополнение Трудового кодекса Беларуси новыми статьями 25-1 и 25-2, закрепляющими признаки трудовых правоотношений и механизм переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые. Высказываются предложения по совершенствованию трудового законодательства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Хозяйство и право № 01/2026 |
| Страницы | 84-95 |
| DOI | 10.18572/0134-2398-2026-1-84-95 |
Трудовое и гражданское право имеют давние юридико-генетические связи. Не случайно одни авторы пишут об отпочковании трудового права от гражданского права, предлагая его последующую реинтеграцию (в данном случае делаются недостаточно научно убедительные обобщения, основанные на выделении трудового договора из договора личного найма, т.е. на примере всего лишь одного правового института). Другие ученые-юристы пишут о формировании трудового права на стыке гражданского и административного (полицейского) права, обращая внимание на частно-публичную или публично-частную природу данной отрасли. Оставляя в стороне эту давнюю научную дискуссию и не отрицая тесную связь этих двух смежных отраслей права, сконцентрируем внимание в статье на одной актуальной проблеме, находящейся в поле взаимодействия современного трудового и гражданского права.
В данной статье пойдет речь о юридическом механизме переквалификации гражданско-правовых отношений, отвечающих признакам трудовых, в трудовые правоотношения, основанные на трудовом договоре. Подойдем к исследованию данного вопроса в сравнительно-правовом ключе, опираясь на нормы не только российского законодательства, но и законодательства стран ЕАЭС на примере Беларуси, где ожидаются большие изменения в этой части в связи с планируемыми корректировками в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ).
О понятии трудового отношения и правоотношения
Первоначальным пунктом настоящего исследования выступают ключевые понятия «трудовое отношение» и «трудовое правоотношение», которые достаточно хорошо и всесторонне были исследованы еще в советской науке трудового права (Н.Г. Александров, Л.Я. Гинцбург, В.Н. Скобелкин и др.). Анализ взглядов этих и других советских, а также зарубежных ученых-юристов на трудовое правоотношение и его трансформацию в постиндустриальную эпоху был предметом исследования в нашей недавней статье, поэтому ограничимся только указанием на те признаки современного трудового правоотношения, которые проверены временем и сохранили актуальность по сей день. Речь идет, прежде всего, о таких сущностных признаках, как экономическая зависимость работника и его субординация во взаимоотношениях с работодателем, поскольку эти признаки трудового правоотношения, окончательно сформировавшись в индустриальном типе общественной организации труда, сохранились в постиндустриальную эпоху.
Обращаясь к нормам трудового законодательства, заметим, что в отличие от Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), где в ст. 15 закреплена легальная дефиниция «трудовые отношения», в ТК РБ на данный момент такого легального определения нет, хотя этот термин достаточно широко в нем используется. Вообще из пяти государств-членов ЕАЭС только в ТК РБ не закреплено легального определения трудового отношения, тогда как в трудовых кодексах Армении (ст. 13), Казахстана (п. 21 ст. 1), Кыргызстана (п. 65 ст. 1) и России (ст. 15) такие дефиниции содержатся, хотя и в различных редакциях.
