Конституционализация отношений в сфере комплексного развития территорий: теоретико-прикладные аспекты
Аннотация
В статье проводится анализ механизма комплексного развития территорий (КРТ) как элемента правовой политики государства. Исследование основано на рассмотрении КРТ в контексте его детерминированности от таких конституционных принципов, как право на достойную жизнь и свободное развитие, гарантий единства экономического пространства, защиты частной собственности, поддержки конкуренции, а также обязанности государства по охране и использованию земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, поощрении жилищного строительства и обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2026 |
| Страницы | 39-48 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2026-1-39-48 |
Актуальность механизма комплексного развития территорий (далее — КРТ) подтверждает статистика. Так, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, актуальным на сентябрь 2025 г., в 77 субъектах Российской Федерации в активной стадии реализации механизма КРТ 1 047 территорий площадью 22,9 тыс. га с градостроительным потенциалом 169,3 млн кв. м, в том числе жилой 125,9 млн кв. м. В рамках реализации КРТ жилой застройки расселено 292,15 тыс. кв. м жилого фонда, в том числе аварийного 251,99 тыс. кв. м, улучшены жилищные условия для 16,60 тыс. человек. Для сравнения: по данным указанного мониторинга, на февраль 2025 г. в тех же 77 субъектах Российской Федерации в активной стадии реализации механизма КРТ находилось 866 территорий площадью 19,6 тыс. га с градостроительным потенциалом 139,7 млн кв. м, в том числе жилой 101,9 млн кв. м. В рамках реализации КРТ жилой застройки расселено 228,25 тыс. кв. м жилого фонда, в том числе аварийного 195,49 тыс. кв. м, улучшены жилищные условия для 13,21 тыс. человек. Таким образом, можно наблюдать значительный прирост принимаемых решений КРТ, в соответствии с которыми увеличиваются объемы строительства жилого фонда, в том числе и с целью улучшения жилищных условий для людей. Данный вектор правовой политики государства показывает, что органы государственной власти как основные субъекты инициативы принятия решений о КРТ в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище.
Проведя онтологический анализ понятия «правовая политика», можно сделать вывод о том, что данное явление не ново для юридической науки, в различных интерпретациях оно существует вот уже второе столетие. В российской доктрине конституционного права оно также известно с момента закрепления прав и свобод на конституционном уровне. Его современное понимание нашло отражение только лишь в разных разделах действующей Конституции РФ, которые касаются основ конституционного строя, прав человека, федеративного устройства и экономики. Эти положения закреплены в ст. 1–16, 17–64, 65–79 и 8, однако прямого закрепления в законодательстве оно так и не получило. Плюрализм мнений среди ученых говорит о том, что данное понятие является сложным и неочевидным, именно поэтому сформулировать его пытались такие ученные, как А.В. Малько и В.А. Затонский (теоретический подход); К.Б. Толкачев, В.А. Рудковский (практический подход), О.Ю. Рыбаков, В.И. Гойман, И.Л. Честнова (комплексный подход). В статье «Онтологический анализ правовой политики государства: понятие и сущность» было введено и обосновано понятие правовой политики как процесса создания и реализации комплекса эффективных теоретических и практических институтов, явлений, отношений и механизмов правового регулирования, санкционируемых органами публичной власти, на основании принципов, направлений, задач и стратегий, установленных в Конституции РФ, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка государства, а также формирования у граждан развитой правовой культуры на основе полученного ранее опыта.
В свою очередь, составной частью правовой политики государства является градостроительно-правовая политика, которая направлена на регулирование правоотношений, возникающих в том числе в рамках реализации механизма КРТ.
