Право в человеческом измерении: от уважения и доверия к равенству
Аннотация
Автором выдвигается гипотеза, что современное право, пребывающее в условиях кризиса антропогуманизма, может получить фундаментальную опору через концепцию человеческого измерения — модели, в которой личность становится высшей ценностью и источником легитимности правопорядка. На основе анализа трудов российских и зарубежных правоведов аргументируется, что уважение, доверие и равенство выступают ценностными основаниями и функциональными механизмами правового регулирования. Особое внимание уделяется правовым преимуществам как инструментам соразмерной дифференциации, отражающим иерархию общественных ценностей. Критически осмысливаются утрата доверия к международным правозащитным механизмам и рост позитивистской парадигмы. Резюмируется, что право без ценностного фундамента дегуманизируется, превращаясь в технический регулятор. Подчеркивается стратегическая необходимость человекоцентристского подхода для построения справедливого, устойчивого и гуманного правопорядка в условиях социальной и духовной дезинтеграции.
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 01/2026 |
| Страницы | 28-34 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2026-1-28-34 |
Человеческое измерение права: постановка проблемы. В современной научной и общественной дискуссии все более рельефно звучит человекоцентристская парадигма, в рамках которой ценность личности становится мерилом восприятия не только социальных и политических трансформаций, но и глобальных процессов, определяющих вектор развития цивилизаций. Вопрос о включенности ценностей в правовую материю остается одной из центральных и наиболее обсуждаемых тем в философии и теории права.
Актуальность аксиологического поворота в правоведении последних десятилетий связана с трудами авторитетных российских правоведов (В.П. Малахов, О.И. Цыбулевская, Е.А. Фролова и др.), среди которых отдельно можно выделить А.С. Мордовца. Профессор в своих исследованиях не только развивал концепцию современного понимания права как ценностно-нормативной системы, в которой юридические конструкции не могут быть полностью изолированы от моральных и социальных ориентиров, но и ввел в оборот несколько нетривиальных категорий. Одной из них выступает феномен «человеческого измерения», на осмыслении которого мы бы хотели остановиться.
Анализ этого феномена, как мы полагаем, невозможен без теоретико-правового погружения в суть основополагающих гуманистических ценностных ориентиров, таких как: уважение, равенство, достоинство личности, доверие и некоторых других. Это особенно актуально в свете сегодняшних вызовов: суверенизации личности, отчуждения индивида от социальных и духовных основ, а также угрозы расщепления национальной идентичности. Пойдем сообразно представленной последовательности и рассмотрим право через призму человеческого измерения и с опорой на указанные моральные конструкты.
Уважение к личности как магистральный принцип права в его человеческом измерении. Центральным тезисом предлагаемой концепции человеческого измерения является утверждение «первичности интересов человека и гражданина по сравнению с государством». Эта позиция не просто отражает либерально-гуманистическую ориентацию, но и предлагает системную модель, в которой личность выступает высшей ценностью любой социально-политической общности, включая государство как форму ее институциональной организации. Подобный подход не противоречит отечественной патерналистской традиции, но трансформирует ее, акцентируя внимание не на опеке со стороны власти, а на признании автономии и достоинства личности как источника легитимности правопорядка.
Важно подчеркнуть, что уважение к личности — не абстрактная декларация, а сложный, дуалистичный правовой феномен, предполагающий взаимную ответственность: личность уважает ценности общества и закона, а общество и государство уважают достоинство, свободу и права индивида. Такое понимание позволяет избежать как абсолютизации индивидуализма, так и этатистского поглощения личности государством.
