Функции наследственной массы через призму соотношения частных и публичных интересов
Аннотация
Автор проследил изменения целей правового регулирования и функций наследственной массы и сделал вывод о том, каким образом в разные периоды времени оценивалось соотношение частных и публичных интересов в данной сфере общественных отношений. Автором обосновано, что в настоящее время среди функций наследственной массы на первый план выходит функция обеспечения стабильности гражданского оборота, что проявляется в таких институтах, как наследственный фонд, наследственный договор, завещание, а также наследование по закону. Стабильность гражданского оборота применительно к развитию правового регулирования наследственных отношений не означает неизменности такого регулирования, а призывает к гибкости правовых конструкций, которые способны адаптироваться под потребности быстро развивающегося мира.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 01/2026 |
| Страницы | 34-38 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2026-1-34-38 |
Генезис наследственного права характеризуется не только появлением многочисленных новых правовых институтов, таких, например, как наследственный фонд, наследственный договор, но и трансформацией самих функций подотрасли и наследственной массы, а также изменением целей правового регулирования наследования. Важное место в наследственном праве занимает поиск баланса между публичными и частными интересами, в том числе за счет того, что наследственные отношения тесно переплетены с семейными, а специфика семейных отношений, как указывает В.В. Кулаков, предполагает необходимость учета баланса нематериальных интересов их участников, причем интересов специфических, связанных с самыми сущностными потребностями человека (продолжение рода, защита потомства и иных родственников).
Развитие правовых конструкций во многом обусловлено социально-экономическими условиями, в том числе развитием института частной собственности. По справедливому замечанию Д.А. Керимова, правовые принципы, политика и предписания вовсе не являются субъективно-произвольными, они обусловлены теми объективными в данных условиях места и времени общественными отношениями, природа которых требует правового опосредования и правового регулирования. Чем гибче правовые конструкции и чем лучше они реагируют на вызовы и потребности общественных отношений, тем более эффективным является правовое регулирование таких отношений, ведь конструкция каждой отдельно взятой правовой нормы одновременно отображает нераздельность законотворческих идей, слов и дел. Наследственное право, масштабные реформы которого неоднократно проводились в отечественном правопорядке, не является в данном случае исключением, тем более что в наследственном праве теоретически мыслимы все возможные формы сделок.
Г.Ф. Шершеневич указывал, что право представляет собой средство к достижению известной социальной цели, а правовое регулирование позволяет воздействовать правовыми средствами на общественные отношения с целью их упорядочивания. Цель правового регулирования в конечном итоге состоит в достижении справедливости, а в частности зависит от определенных социально-экономических условий в конкретный период времени в отдельно взятом государстве. Функции характеризуют особенности правового регулирования тех или иных отношений с акцентом на динамику правового регулирования и отражают целенаправленное, устойчивое воздействие на конкретную сферу деятельности[9]. Анализ изменения целей правового регулирования и функций подотрасли и институтов позволяет проследить, каким образом в разные периоды времени оценивается соотношение частных и публичных интересов в конкретной сфере общественных отношений, в данном случае в сфере наследования.
Как указал В.И. Серебровский, наследование находится в неразрывной связи с собственностью и отражает соответствующую экономическую и классовую организацию общества. Фундаментальным принципом современного наследственного права выступает то, что каждому принадлежит право распорядиться своим имуществом на случай смерти, а возможность изъявить свою последнюю волю гарантирована государством и обеспечивается судебной защитой. При этом такая возможность в нашей стране была не всегда. Так, Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» был направлен на всяческое прекращение отношений частной капиталистической собственности, в связи с чем наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменялось и рассматривалось не через призму частноправового обеспечения имущественных прав, а через призму социального обеспечения В 1922 г. право наследования было возвращено с одновременным установлением ограничения на наследство в размере 10 тыс. руб. Имущество, превышающее по сумме названный предел, необходимо было передать государству, что отражало социально-экономические тенденции той эпохи.
