Актуальные проблемы привлечения арбитражных управляющих к ответственности за совершение административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и назначения наказания в виде дисквалификации
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме противоречия между содержательной оценкой нарушений арбитражных управляющих в процедурах банкротства и формальным подходом при привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. Безальтернативность санкции в виде дисквалификации за повторные нарушения создает системную проблему: суды вынуждены применять институт малозначительности для преодоления несоразмерности наказания, что противоречит принципу неотвратимости ответственности. Анализируется судебная практика арбитражных округов, позиции Конституционного Суда РФ относительно публично-правового статуса управляющих и конституционных стандартов соразмерности. Предлагается введение альтернативного штрафа повышенного размера с дифференциацией по степени общественной опасности нарушений для обеспечения индивидуализации наказания.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 01/2026 |
| Страницы | 59-62 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2026-1-59-62 |
Вопросы банкротства в настоящее время занимают центральное место в правоприменительной практике судов и находятся в фокусе постоянного внимания как Верховного Суда РФ, так и Конституционного Суда РФ. Наряду с основными процедурными аспектами банкротства особую актуальность приобретают смежные правовые вопросы, которые, не являясь непосредственной частью процедур несостоятельности юридических лиц и граждан, тем не менее существенно влияют на их содержание и эффективность проведения. К числу таких принципиально важных вопросов относится проблема привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.
Публично-правовой статус арбитражного управляющего. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 июля 2002 г. № 14-П, процедуры банкротства носят публично-правовой характер, они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
Достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (п. 4, 6 ст. 24 Федерального закона № 127-ФЗ). Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, особый публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, относить арбитражных управляющих к категории должностных лиц (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) и вводить повышенные меры административной ответственности за совершенные ими правонарушения.
2. Состав административного правонарушения по статье 14.13 КоАП РФ. Неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, влечет по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ предупреждение или штраф от 25 до 50 тыс. руб. Объектом правонарушения является порядок осуществления процедур банкротства, объективной стороной — невыполнение правил Закона о банкротстве, специальным субъектом — арбитражный управляющий. Субъективная сторона может выражаться как в умысле, так и в неосторожности.
3. Эволюция законодательного регулирования и проблема дуализма подходов. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ дисквалификация была исключена из санкции ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, но введена как безальтернативная мера в ч. 3.1 за повторные нарушения (на срок от 6 месяцев до 3 лет). Повторным считается совершение правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения предыдущего постановления (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).
