Нравственно-правовые аспекты правового регулирования службы в органах внутренних дел
Аннотация
Исследованы проблемные вопросы правового регулирования морально-психологического обеспечения органов внутренних дел. Сформулированы выводы по существу предложенной в законопроекте отмены стажировки при приеме на службу в ОВД; о необходимости исключения из текстов нормативных актов терминов нравственного характера, являющихся оценочными.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 01/2026 |
| Страницы | 52-55 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2026-1-52-55 |
Еще на заре нашей эры Аристотель утверждал: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Такая оценка нравственности превалирует и в настоящее время, а ее категории исторически сформировались в качестве общечеловеческого позитивного консенсуса.
Проблемам нравственных основ выполнения служебных функций государственными служащими посвящен целый ряд публикаций. Так, рассматривая административное усмотрение известные ученые-юристы допускают возможность его применения субъектами, имеющими соответствующее нравственное воспитание.
Функционирование государственных органов происходит посредством осуществления государственной службы многочисленным контингентом государственных служащих, правовой статус, регламентация порядка прохождения службы, требования к личностным характеристикам которых регулярно обсуждаются на страницах научных трудов. В этой связи Ю.Н. Старилов обоснованно указывает: «…к сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества».
Правовая субстанция в области регулирования деятельности органов внутренних дел (ОВД) находится в процессе непрерывного обновления. Так, Федеральным законом от 30 ноября 2024 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», касающиеся формирования и сохранения штата сотрудников. 24 октября 2024 г. в Государственную Думу Комитетом по безопасности и противодействию коррупции внесен законопроект № 750753-8 «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона “О полиции” и Федеральный закон “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации” и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законопроекте предлагается с целью повышения эффективности комплектования кадров органов внутренних дел отменить прохождение стажировки для лиц, поступающих на службу, индивидуальное обучение таких лиц осуществлять под руководством непосредственного руководителя и наставника из числа опытных сотрудников. При этом предлагается установить упрощенную процедуру увольнения лиц, не соответствующих требованиям закона.
Названный законопроект разработан в целях достижения актуальной цели, имеющей чрезвычайно важное значение для государства и общества. В этом отношении законопроект заслуживает всесторонней поддержки, однако в предложенной редакции вызывает ряд вопросов. Так, в пояснительной записке сообщается, что применение предложенных мер «будет способствовать ускорению назначения на должности», что достигаться путем отмены ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», предусматривающей порядок установления испытательного срока для гражданина, поступающего на службу в ОВД. Принципиальное отличие действующего порядка приема на службу от предлагаемого заключается в отличии правового статуса стажера, проходящего испытание, и сотрудника органов внутренних дел. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» гражданин, проходящий испытание, трудится в этот период на основании срочного трудового договора и назначается стажером на соответствующую должность без присвоения специального звания, т.е., это «обычный» работник, за которым не закрепляется оружие, который не может быть привлечен к участию в оперативных мероприятиях, ему установлены также иные ограничения. Как указано в ст. 24 рассматриваемого закона ограничения для стажера устанавливаются исходя из того, что на момент начала службы у него отсутствует профессиональная подготовка и его действия могут привести к нарушениям законодательства. В то же время из пояснительной записки к законопроекту следует что ускоренное назначение на должности предполагает предоставление таким сотрудникам «возможности выполнения служебных обязанностей в полном объеме, в том числе связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Таким образом, после вступления в действие проекта рассматриваемого закона ситуация с набором граждан, желающих служить в органах внутренних дел, гипотетически должна иметь положительную динамику. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом лица, профессионально не подготовленные, смогут выполнять функции сотрудников ОВД и не приведут ли их действия к ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан, ведь лица, принимаемые на службу в ускоренном порядке, с первого дня этой службы в отличие от стажеров будут иметь статус сотрудника ОВД со всеми правами и обязанностями?
