Участие публично-правовых компаний в гражданском обороте
Аннотация
В статье анализируются проблемы участия публично-правовых компаний в гражданском обороте. Дается обзор существующих цивилистических преставлений о явлении «гражданского оборота» и его содержании. Дается детальный анализ совокупности сделок, в которых могут участвовать конкретные публично-правовые компании. Определяется ряд проблем, связанных с участием в гражданском обороте публично-правовых компаний, в том числе дифференциации направлений деятельности данных компаний. Указывается на отсутствие единообразных ограничений на участие в гражданском обороте и единообразия в согласовании участия публично-правовых компаний в сделках. Даются рекомендации по изменению и дополнению законодательства России в части унификации ограничений в участии в гражданском обороте и порядке согласования такого участия для публично-правовых компаний.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юрист № 01/2026 |
| Страницы | 37-42 |
| DOI | 10.18572/1812-3929-2026-1-37-42 |
Основным назначением юридических лиц является участие в гражданском обороте. При этом правовой режим такого участия является дифференцированным.
Хотя публично-правовые компании (далее — ППК) и определяются как некоммерческие юридические лица, призванные обеспечить реализацию отдельных государственных функций, их деятельность неотделима от участия в гражданско-правовом обороте.
Термин «гражданский оборот» хотя и традиционен, но доктринально неоднозначен. В экономике под ним понимают «совокупность сделок купли-продажи товаров и услуг». Такой подход не в полной мере отражает содержание понятия оборота в первую очередь в связи с тем, что в контексте «гражданского оборота» имеется в виду не только переход права собственности, но и смена титула владения, пользования, установление обременений на чужое право (в том числе сервитут), что не тождественно переходу права собственности. Кроме того, можно говорить не только о сделках в отношении товаров и услуг, но и выполнении работ, обороте нетоварных производных (деривативов). Указанное определение не позволяет охватить весь объем категории «гражданский оборот».
В праве понятие «оборот» трактуется как «движение товаров, денежных средств в ходе воспроизводственного процесса». Значит, оборот не тождественен отчуждению имущества, а представляет собой более широкую категорию. Скорее, «оборот» — это вся совокупность операций, которую могут осуществлять субъекты экономической деятельности в рамках собственной экономической функции.
В цивилистике термин «оборот» соотносится с явлением «оборотоспособности», т.е. способности субъекта вступать в те или иные сделки. Категория «оборотоспособность» определена ст. 129 ГК РФ, но распространяется и на права на результат интеллектуальной деятельности (ст. 1229 ГК РФ), материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты. «Оборотоспособность» является свойством субъекта вступать в общественные отношения. Применительно же к предмету, относительно которого возникает связь между субъектами правоотношений, можно использовать термин «оборачиваемость».
