К вопросу о мотивации несовершеннолетних насильственных преступников
Аннотация
В статье анализируется правоприменительная практика районных судов г. Москвы, связанная с насильственными преступлениями против личности, совершенными несовершеннолетними. Рассмотрев обозначенные материалы, автор обращает особое внимание на мотивы несовершеннолетних преступников, которые, по его мнению, обусловлены особенностями личностного плана, носящими индивидуальный характер. Он обращает особое внимание на обостренное чувство справедливости, инфантилизм и особенности менталитета. Автор приходит к закономерному выводу о том, что для уже совершенных преступных деяний безусловно более эффективны меры уголовно-правового воздействия, но для предупреждения еще не произошедших представляются предпочтительными меры психолого-педагогического воздействия, обеспеченные примерами правоприменительной практики, где преступившие закон сверстники потенциального преступника получили справедливые наказания.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 01/2026 |
| Страницы | 56-60 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2026-1-56-60 |
Преступность несовершеннолетних представляет собой картину социальных отклонений, которые имеют место в современном обществе. Она отражает недостатки воспитания подрастающего поколения в семье, учебных заведениях, а также влияние на представителей молодежи различных неблагоприятных факторов, которые порой приводят к формированию личности несовершеннолетнего насильственного преступника. Изучив ряд приговоров судов г. Москвы по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях против жизни и здоровья, совершенных за последние годы, можно прийти к некоторым выводам о мотивах содеянного. Выделив и назвав причины преступного поведения несовершеннолетних, можно внести и соответствующие предложения по профилактике девиантного поведения молодежи.
Так, безусловная связь преступного поведения с системой ценностных ориентиров характерна не только для совершеннолетних, но и подрастающих поколений. При этом ценности у обозначенных двух категорий населения могут как совпадать, так и различаться. Обращая особое внимание на несовершеннолетнего преступника, следует сказать, что становится вполне очевидной некая гипертрофированность понятия личной чести и достоинства, которая, как представляется, зачастую обусловлена подростковой инфантильностью.
Так, ученик девятого класса А., познакомившись с девушкой Г., решил произвести на нее крайне сомнительное впечатление. В ее присутствии он потребовал от ее бывшего молодого человека Б. встать на колени и принести ей свои извинения. Потерпевший согласился с требованиями А. и выполнил их, однако виновному этого показалось мало, и когда Б. вновь стал извиняться перед Г., А. подбежал и нанес ему несколько ударов ногой в голову, в результате которых Б. потерял сознание и ему потребовалась госпитализация. Судом А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, условно, с испытательным сроком на три года.
Несовершеннолетние А., Б. и В., увидев на самокате сына гражданки Л., стали словесно издеваться над ним, что крайне возмутило женщину, сделавшую им замечание. Однако друзья не прекратили свое асоциальное поведение и переключились на женщину, оскорбляя уже ее. Л. позвонила старшему сыну — несовершеннолетнему Р., который вместе со своим другом Ф. нашел обидчиков матери у ближайшего магазина. Когда Р. потребовал принесения личных извинений своей матери, Б. отказался и проявил упорство в своей позиции, вступив в словесный конфликт, который был завершен Р. броском потерпевшего через бедро. Учитывая, что Б. был причинен закрытый перелом плечевой кости, суд признал Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, назначив ему наказание в виде одного года и шести месяцев лишения свободы, условно, с испытательным сроком в течение одного года шести месяцев.
Представляется, что две рассмотренные ситуации имеют нечто общее, что выражается в стремлении виновного защитить честь и достоинство личности близкого ему человека. Однако если обращать внимание на детали, то насилие, примененное А. по отношению к стоявшему на коленях и извинявшемуся потерпевшему, имело своей целью произвести впечатление на новую подругу, в то время как действия Р. были мотивированы обидой на хулиганов из-за малолетнего брата и матери. Совершенно разные ценности демонстрируют совершенно разные личности, в то время как назначенные наказания существенно не отличаются друг от друга. Р. применил насилие, неправильно поняв просьбу своей матери, проявил излишнее усердие. В то же время на практике бывают ситуации, когда виновные применяют насилие под влиянием просьб не своих, а чужих матерей. Следует рассмотреть подобный пример.
