Дата публикации: 29.01.2026

Отдельные особенности квалификации диффамационных преступлений

Аннотация

В статье анализируется законодательство, судебная практика по таким правонарушениям, как клевета, оскорбление и распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию лиц. Исследуются особенности их отраслевой квалификации. Предлагается дополнить положение ст. 128.1 УК РФ о клевете, совершенной в сети «Интернет», квалифицирующим признаком «совершение преступления в составе группы лиц», а также увеличением срока давности по такой категории дел.




В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). Свобода слова как демократический принцип коррелирует принципу охраны чести и достоинства личности. Это значит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Установление барьера для безграничной свободы необходимо в целях достижения баланса в регулировании общественных отношений в сфере культурной и межкультурной коммуникации участников.

Вопрос о природе диффамационных правонарушений в науке является дискуссионным. С одной стороны, ее рассматривают как распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица. Именно такое понимание является классическим. С другой стороны, в его содержание включается и умаление чести, достоинства и деловой репутации лица.

Полагаем, диффамацию можно рассматривать как антиправовое явление, составляющее группу правонарушений, посягающих на честь, достоинство и деловую репутацию лиц, имеющих различные отраслевые особенности и формы защиты. Именно поэтому диффамацию можно рассматривать как межотраслевую юридическую категорию, ответственность за которую имплементирована в различные отрасли права (ст. 128.1, 319 УК РФ, ст. 5.61, 5.61.1 КоАП РФ, ст. 152 ГК РФ).

Клевета в уголовном и административном праве понимается как распространение заведомо ложных сведений, состав которых разграничивается вариативной степенью социальной опасности деяний. Цель клеветы заключается в суггестивном воздействии, способствующем снижению критического восприятия неаргументированной информации людьми и принятие чужого унизительного мнения о ком-либо на веру. Клевета обладает отличительными признаками: может совершаться в устной или письменной форме; распространяются заведомо ложные сведения.

Состав преступления, предусмотренный ст. 128.1 УК РФ, включает виновное поведение лица, распространяющее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство лиц или подрывающее их репутацию. В целях правильного применения данной нормы в определении Конституционного суда РФ № 531-О дано разъяснение, что положения ст. 128.1 УК РФ должны применяться совместно с положениями Общей части УК РФ, предусматривающей ответственность лица только за виновные действия, имеющие все признаки состава преступления (п. 5, 8).

Список литературы

1. Гаврилов Е.В. Компенсация нематериального (репутационного) вреда как способ защиты деловой репутации юридических лиц : монография / Е.В. Гаврилов. Москва : Юстицинформ, 2022. 344 с.
2. Задворный М.Н. История развития понятия «диффамация» в российском праве / М.Н. Задворный // Молодой ученый. 2020. № 21. С. 9–15.
3. Потапенко С.В. Институт диффамации и российское законодательство / С.В. Потапенко // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 13–16.
4. Фальшина Н.А. Диффамация в правовом пространстве информационного общества / Н.А. Фальшина // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2021. Т. 8. № 4. С. 9–15.
5. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики / А.М. Эрделевский. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Волтерс Клувер, 2004. 320 с.

Остальные статьи