Правоспособность несовершеннолетних: состояние и тенденции
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы теории и практики, связанные с законодательными инициативами, направленными на изменение определения момента возникновения правоспособности несовершеннолетних, дана их оценка применительно к реализации их отдельных прав. Установлено, что предложение о возникновении правоспособности ребенка не с момента, а до его рождения требует детальной проработки на предмет его соответствия положениям Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам в указанной сфере отношений.
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское право № 01/2026 |
| Страницы | 11-14 |
| DOI | 10.18572/2070-2140-2026-1-11-14 |
Тенденции развития гражданского оборота, системные изменения отраслевого законодательства, позволяют признать, что фундаментальные положения, определяющие правоспособность гражданина, требуют обновления. Законодательные предложения, направленные на изменение момента возникновения правоспособности гражданина, нуждаются не только в теоретическом обосновании, но и требуют поиска соответствующих механизмов, обеспечивающих реализацию его отдельных прав. Определение таких механизмов требует особого внимания в случае участия в правоотношениях такого специального субъекта, как несовершеннолетние, которые обладают специальным правовым статусом и занимают особое положение среди других участников гражданского оборота. Несовершеннолетние участвуют в отношениях разноотраслевого вида (гражданско-правовые, семейные, трудовые и многие другие), правовая природа которых оказывает влияние на условия и основания их участия, устанавливая пределы реализации его отдельных прав, составляющих содержание его правоспособности. Специфика их участия обусловлена своеобразием их правового положения, отсутствием у них полной дееспособности, что предопределяет сущностное влияние возрастного критерия на механизмы реализации прав, принадлежащих им по закону. Потребность в конкретизации соответствующих механизмов позволит на практике точнее определить условия защиты прав детей с целью исключения правовых пробелов в сфере регулирования отношений с их участием.
Проблема точного закрепления таких механизмов в законе связана с отсутствием единообразного решения относительно определения правового статуса несовершеннолетних, актуальность которого только усиливается, особенно на фоне появляющихся законодательных инициатив, направленных на изменение момента возникновения правоспособности ребенка. Такой интерес обусловлен рядом причин объективного характера, связанных с процессом стремительного изменения законодательства в последние годы, направленного на регулирование отношений с участием несовершеннолетних, появлением большого числа нормативных актов, часть из которых не согласуются между собой, что приводит к несовершенству их правоприменения.
Кроме того, отсутствие эффективного механизма правового регулирования отношений с участием ребенка обусловлено еще и тем, что четкие критерии, позволяющие точно определить содержание его правового положения, отсутствуют, а такие элементы, как правоспособность и дееспособность, фактически применяются в усеченном виде, поскольку испытывают на себе давление возрастного критерия, не позволяющего их применять в полном объеме до достижения ребенком совершеннолетия. Как известно, правоспособность является основополагающим элементом, определяющим права и обязанности гражданина, а значит, и ребенка, момент возникновения которой определен законом, связан с фактом рождения, а прекращается со смертью. Как справедливо отмечал Д.И. Мейер, рождение «открывает правоспособность физического лица, а смерть разрушает, нет никакого повода продолжать юридическую личность человека за пределами его земной жизни». Кроме того, права граждан зависят от различных обстоятельств, на них оказывают воздействие индивидуальные особенности субъекта, в частности пол, возраст, здоровье, отношения родства, рождение (законное или незаконное), определяющие специфику его правового положения. Иными словами, можно признать, что категория гражданской правоспособности физических лиц может быть определена через призму не только биологической сущности, но и социальной.
Согласно закону, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения (ч. 2 ст. 17 ГК РФ), каждому гарантировано право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), включая право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). Особенности реализации таких фундаментально значимых прав каждого гражданина, равно как и момент их возникновения, определены специальными и отраслевыми нормами, предусматривающими механизмы их применения в отношении отдельных сфер жизнедеятельности человека. Так, конституционное право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь конкретизировано в нормах Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), нормы которого определяют права и обязанности гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, предусматривая гарантии реализации права на охрану здоровья (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 18). Принимая во внимание, что нормы, предусматривающие его реализацию, не должны вступать в противоречие по отношению друг к другу (ч. 1, 2 ст. 3), точное определение момента его возникновения у гражданина в полной мере должно соотносится с нормами гражданского законодательства, определяющего момент возникновения правоспособности гражданина (ч. 2 ст. 17 ГК РФ). В этой связи законодательные инициативы, направленные на изменение определения начала возникновения правоспособности, в частности направленные на охрану здоровья еще не родившегося ребенка, требуют теоретического и практического обоснования.
