Законность как общеправовая категория: социологический аспект
Аннотация
Цель. Современный постклассический этап развития правовой науки предполагает исследование в общетеоретическом ключе законности с позиции социологического подхода к праву, что до настоящего времени не в полной мере осуществлено в работах по общей теории права. Юридический позитивизм и нормативизм в какойто степени исчерпали свой эвристический потенциал относительно законности, что создает тенденцию потери к ней научного интереса. В теоретическом ключе необходимо рассмотреть законность как сложную социальную систему, влияющую на функционирование и развитие государства и права в целом. Методология: диалектика, системно-структурный подход. Выводы. В структуре законности как системы автором выделяются эндоуровень (внутренний уровень) и экзоуровень (внешний уровень). Обозначены базовые характеристики и место законности в контексте социологического подхода к праву. В статье обосновывается мысль о том, что законность является методологическим «ориентиром», с помощью которого в правовой реальности происходит переход из должного в сущее, предложено авторское понятие законности в фокусе социологии права. Научная и практическая значимость. Статья направлена на актуализацию познания законности с позиции общества как источника правовой деятельности в целом, устраняется гносеологический пробел — законность впервые рассматривается как социальная система, что обозначает новые горизонты поиска научной истины относительно законности.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридическое образование и наука № 01/2026 |
| Страницы | 15-21 |
| DOI | 10.18572/1813-1190-2026-1-15-21 |
Постановка проблемы. К началу второй четверти XXI в. развитие права как одного из основополагающих регуляторов общественных отношений в общетеоретическом ключе характеризуется резким усложнением связей и убыстрением взаимодействия между элементами права как сложноорганизованной системы. Важно напомнить, что фундаментальное влияние на развитие государства и права в настоящее время оказывают широко известные глобальные социальные процессы, значение которых для понимания ориентиров развития современного состояния юридической науки в общетеоретическом ключе еще окончательно не раскрыто. К таким процессам можно отнести: становление «цифрового государства» (Digital State) (англ.) и «цифровой эпохи» (Digital Age) (англ.); рост социального неравенства и имущественного расслоения людей в контексте формирования «общества потребления», господства идеологии глобализма; потоки миллионов мигрантов и беженцев, регулярно появляющиеся в результате непрекращающихся локальных войн на фоне боевого применения новых видов высокотехнологичного (в том числе гиперзвукового) оружия и проч.
В нашем понимании это делает злободневным рассмотрение проблем права, прежде всего, с позиции социологии права, исследующей «право в действии», т.е. как право реально влияет на общественные отношения, достигая определенную социально значимую цель. Это в научно-исследовательском плане на первое место ставит решение общетеоретической задачи по переосмыслению базовых правовых институтов, которые подвергаются фундаментальной трансформации по причине не имеющих аналогов в истории человечества глобальных социальных катаклизмов, происходящих в современном обществе, и которые неизбежно оказывают влияние на государство и право. Одним из таких архизначимых правовых институтов является законность, под которой чаще всего большинство исследователей понимают общеправовой принцип, предполагающий необходимость соблюдения и исполнения права всеми субъектами правоотношений.
Возьмем на себя смелость утверждать, что, несмотря на то, что законность находится в центре внимания множества научных исследований как в отечественной, так и в зарубежной правовой литературе на протяжении длительного времени и многих поколений философов, ученых, государственных и общественных деятелей, можно констатировать отсутствие консенсуса относительно содержания понятия законности. В нашем понимании парадокс исследуемой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, идея законности в разных ракурсах широко, публично и официально констатируется как на национальном, так и международном уровнях правового регулирования, создана система международных судов (обеспечивающих законность) и международные организации по исследованию состояния законности в разных странах (например, World of Justice Project (англ.) и т.п.).
С другой стороны, в эпоху постклассических требований современной науки (предполагающей релятивизм как онтогносеологический принцип научной деятельности, коммуникативную рациональность, многомерность правовой материи и др.) уже недостаточно объяснять законность просто как политико-правовую идею или как некий универсальный общеправовой принцип. Такой ракурс рассмотрения законности исключает возможность ее исследования в критическом ключе, с учетом постоянного изменения законодательства и правоприменительной практики, а также ежедневного развития и усложнения социальных связей в обществе. Это делает невозможным проведение научного анализа, в том числе адаптационных возможностей законности как развивающегося общеправового феномена, предполагающего наличие имманентной ему способности изменяться и справляться с новыми и разными внешними социальными воздействиями, что является одним из системообразующих параметров законности.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым адаптировать теоретическое осмысление законности к актуальным исследованиям правовой материи с позиции социологического подхода к праву (что пока не было достаточно сделано в юридической науке), с новой силой обозначить ее неисчерпаемый эвристический потенциал, предложить и обосновать новые способы разрешения комплекса сложных проблем, связанных с законностью. Актуальность такого аспекта рассмотрения законности обусловлена тем, что именно общество является первоисточником государства и права. Толкование любой нормы права может изменяться по итогам ее реализации. Если исходить из того, что любая юридическая деятельность является видом социальной деятельности, обладает всеми ее признаками, то право, диалектически взаимосвязанное с законностью, не может быть оторвано от повседневной социальной жизни, от практики его воплощения в жизни людей и их организаций. Право в разных ракурсах всегда регулирует социальное поведение субъектов права, т.е. связано с социальной динамикой, отражающей потребность общества в правовом регулировании. В противном случае социальное бытие права теряет любой здравый смысл. В этой связи основной целью настоящего исследования является обозначение в теоретическом ключе основных акцентов законности в новом ракурсе социологии права, что позволит придать элемент новизны в научном осмыслении законности.
