Основания привлечения сведущих лиц в рамках уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних
Аннотация
В статье затрагивается проблема участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Отмечена необходимость учета их индивидуальных особенностей для минимизации нагрузки. В качестве решения предложено привлечение сведущих лиц — носителей специальных знаний в различных областях. Представлены основания и возможности данного привлечения. Предложены направления для дальнейших исследований проблематики.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Мировой судья № 01/2026 |
| Страницы | 14-21 |
| DOI | 10.18572/2072-4152-2026-1-14-21 |
В ситуациях, когда несовершеннолетние становятся участниками уголовного судопроизводства, мы осознаем наличие угрозы для их счастливого детства. Ее действие начинается с момента совершения криминального деяния, продолжается на всех этапах процесса и в будущей жизни, а представители юридической психологии отмечают, что негативное воздействие на психику несовершеннолетнего происходит еще задолго до преступления. Например, в ситуации, когда подросток длительное время находится в психотравмирующей ситуации, формирующей девиантное, а затем и делинквентное поведение.
Вместе с тем наступление криминального события, затронувшего жизнь ребенка, заставляет нас стремиться обеспечить его участие в уголовном судопроизводстве. С одной стороны, это оказывает положительное воздействие, позволяя эксплицировать преступление, точным образом расследовать его, а также, с позиции гуманизма, спасти ребенка от негативного воздействия той криминальной ситуации, в которой он находится. С другой стороны, участие ребенка в уголовном судопроизводстве — своего рода жестокость права. Так, процессуальные действия доставляют ему дискомфорт, могут стать причиной душевных страданий, повлечь ретравматизацию.
Несовершеннолетний потерпевший или свидетель вынужден снова и снова актуализировать криминальную ситуацию, заново осмысливать и проговаривать ее; для несовершеннолетнего, совершившего преступление, это так же становится проблемой — реализация противоправных действий изначально обусловлена наличием негативного опыта виктимизации, вследствие которого жертва становится агрессором, стало быть, подросток находится в уязвимом положении. В рассматриваемом контексте отдельные следственные действия обладают особым деструктивным потенциалом. Например, очная ставка между несовершеннолетним потерпевшим и посягателем на его жизнь, здоровье или проверка показаний на месте в отношении несовершеннолетнего свидетеля.
Уголовное преследование, приобретение несовершеннолетними статуса потерпевшего или свидетеля образуют социальную ситуацию, дающую определенные права и накладывающую некоторые обязанности. При проведении следственных действий с участием несовершеннолетних складывается особая ситуация межличностного взаимодействия между ними и другими участниками процесса, которую можно рассматривать как специфическую ситуацию межличностного развития. От того, как будет формироваться эта ситуация, нередко зависит психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего и исход уголовного дела. В рамках психологического консультирования простая вербализация ребенком психотравмирующего события или его отражение иным способом (например, в рисунке) дает положительный результат, оказывает целебное воздействие. Однако те же действия, реализуемые в рамках допроса или, например, проверки показаний, могут повлечь ретравматизацию. Суть в том, чтобы состояние и индивидуальные особенности несовершеннолетнего учитывались, контролировались и регулировались человеком, имеющим специальные знания, способным оказать помощь и поддержку.
На производство по уголовному делу способны оказывать влияние самые разные особенности несовершеннолетних. Например, принадлежность к субкультуре и активное использование молодежного сленга, свидетельствующие о повышенном уровне вербальной агрессии. Кроме того, коммуникация в виртуальной среде также является неотъемлемой частью жизни современных детей и подростков, что, в свою очередь, актуализирует некоторые проблемы, — в связи с использованием идентичных слов и дополнительных визуальных форм для описания эмоционального состояния снижается общекультурная грамотность и уровень лексического запаса, появляются трудности в осуществлении коммуникации в реальной жизни. Важно предоставить несовершеннолетнему возможность передавать и получать информацию на родном языке привычным для него способом. Особенно в ситуации, когда необходимо рассказать об интимных, травмирующих событиях и переживаниях.
Правоприменитель должен быть готов к пониманию происходящего, «переводу» поступающей информации на понятный язык. Сказанное объективно требуют применения специальных лингвистических, социологических, психологических знаний. Привлечение сведущего лица гарантированно позволит правильно интерпретировать слова ребенка, избежать крайне нежелательного последствия — необходимости прервать следственное действие и начать его позднее заново, что станет излишней нагрузкой на психику несовершеннолетнего. Кроме этого, продолжительность следственных действий с участием несовершеннолетних ограничена на законодательном уровне — по этой причине затягивание также нежелательно.
