Связь показателей копинга и вины у подозреваемых и обвиняемых
Аннотация
Статья содержит результаты изучения связи копинга и вины у подозреваемых и обвиняемых мужчин. Показано, что они предпочитают копинг «избегание» и пренебрегают самоконтролем. Для них характерна вина-состояние; в гораздо меньшей степени они страдают из-за нарушения моральных норм. Тесные корреляции выявлены между показателями копинга: «принятие ответственности», «избегание», «поиск социальной поддержки» и показателями вины, за исключением вины как моральной нормы (ее показатель не имеет тесных согласований ни с одним из копингов). Отмечено, что ключевой согласующейся переменной выступает копинг «избегание».
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 01/2026 |
| Страницы | 18-22 |
| DOI | 10.18572/2072-4438-2026-1-18-22 |
Актуальность выявления тесных согласований показателей копинга и вины у подозреваемых и обвиняемых объясняется потребностью в получении новых научных данных, на основе которых возможно разрабатывать программы, нацеленные на решение задачи профилактики суицидов в местах лишения свободы, а также на превенцию рецидивной преступности (для решения задачи исправления преступников, в том числе в рамках исполнительной пробации). Подозреваемые и обвиняемые, впервые получившие этот статус в возрасте средней зрелости, являются идеальной выборкой для выявления личностных предпосылок для преодоления асоциальных тенденций в индивидуальном социальном развитии. В качестве таковой может выступать характер связи копинга — способов совладающего поведения и вины, в структуре которой выделяются вина-состояние, вина как черта личности и чувство вины, возникающее вследствие нарушения моральных норм. Стресс, вызванный условиями следственного изолятора, а также переживание вины вынуждают подследственных менять свое привычное поведение, использовать копинг, который ранее пренебрегался ими. Важно понять, какие способы совладания оказались более предпочтительными в непривычных условиях жизни и как на этот выбор влияет чувство вины.
Анализ научной литературы по данной теме показывает, что к настоящему времени сложилась теоретико-методологическая база для эмпирических исследований подобного рода. Термин «копинг» введен в психологию в 1962 г. Л. Мэрфи, которая применила его при описании процесса преодоления детьми кризисов развития. В 1966 г. Р. Лазарус использовал его в значении осознанной стратегии преодоления тревоги и стресса. В настоящее время исследователи ориентируются на определение копинга (от англ. to cope — совладать, справляться), которым обозначается то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом (он объединяет эмоциональные, когнитивные и поведенческие ресурсы в единый стратегический комплекс), то есть способ (стратегия) совладающего поведения. Копинг может быть адаптивным (принятие ответственности, планирование, решение проблемы, поиск социальной поддержки и др.), неадаптивным (избегание, отстранение, конфронтация и др.), частично адаптивным (отвлечение от проблемы, ее маскировка, переключение внимания на внешние стимулы и др.). Осознанный выбор копинга запускает процесс трансформации внутреннего мира личности, способствует проявлению ее активности с целью изменения внешних условий жизнедеятельности или обусловливает изменение отношения к ситуации (переоценку ценностей). Когда обстоятельства невозможно изменить, предпочтение отдается копингу, направленному на признание и выражение чувств, а также на контроль эмоций. В юридической психологии выполнен ряд исследований, в которых описаны особенности копинга осужденных в исправительном учреждении, однако публикации на данную тему единичные.
Что касается вины, то она изучалась у осужденных с лишением свободы, тем не менее у подозреваемых и обвиняемых исследована недостаточно. В данной статье используется определение вины И.А. Белик, изучавшей ее в качестве интегративного образования — как моральные нормы, состояние и черту личности. «В случае сильной вины-состояния человек испытывает эмоциональный дискомфорт, явившийся реакцией на факт нарушения собственных интериоризированных нравственных норм, которое он допустил в последнее время. Вина как черта личности формируется вследствие переживаний по поводу нарушения интериоризированных нравственных норм, которые человек допускал ранее, и в настоящем оно вызывает у него чувство сожаления и недовольства собой — теперь бы поступал бы по-другому. Вина как моральная норма означает склонность индивида руководствоваться в поведении социально одобряемыми морально-этическими принципами — добра и зла, справедливости и несправедливости, долга, чести, достоинства». При этом учитывается тот факт, что «признание своей вины и испытывание чувства вины — вещи разные. В первом случае слово “вина” обычно используется в значении “виновность”».
Поскольку связь чувства вины и способов совладающего поведения у подозреваемых и обвиняемых не исследовалась, постольку как с научной позиции, так и с практической точки зрения рассматриваемая в данной статье тема является актуальной.
