Третьи лица в спорах о признании отношений трудовыми
Аннотация
Статья посвящена анализу роли третьих лиц в спорах о признании отношений трудовыми. В последние годы вопрос о правовом статусе работников, находящихся в теневом секторе труда и работающих без официального трудового договора, стал актуальной темой для судебных разбирательств. В свою очередь, третьи лица в таких спорах могут играть важную роль. В статье рассматриваются две категории третьих лиц (те, кто заявляет самостоятельные требования относительно предмета спора, и те, кто не предъявляет таких требований). Анализируется роль третьих лиц в защите своих интересов, а также влияние их участия на исход дела. Автор приходит к выводу, что участие третьих лиц в таких спорах способствует более полному и объективному рассмотрению дел и повышает уровень защиты прав работников. Помимо этого, вносятся предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. В частности, предпринята попытка сформулировать определение понятия третьего лица.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 01/2026 |
| Страницы | 38-42 |
| DOI | 10.18572/1812-383X-2026-1-38-42 |
Вопрос о признании отношений трудовыми играет ключевую роль в корректном применении трудового законодательства, защите прав работников и обеспечении справедливости в сфере труда. На практике такие споры часто возникают, когда стороны не могут согласовать характер своих взаимоотношений. Вместе с тем по данной категории дел суд нередко привлекает к участию в разбирательстве третье лицо.
А.П. Мазурова справедливо отмечает, что рассмотрение дел об установлении юридически значимых фактов в цивилистическом процессе невозможно без учета процессуальных особенностей судебного разбирательства.
В ст. 34 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) закрепляет перечень лиц, участвующих в деле. В данной норме указано, что помимо истца и ответчика в процессе могут принимать участие и третьи лица. Помимо этого, ГПК РФ устанавливает два вида третьих лиц в зависимости от их роли: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ), и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК РФ). Вместе с тем ГПК РФ не содержит легального определения понятия «третье лицо», что обусловливает необходимость обращения к доктринальным толкованиям данного института.
В такой ситуации С.З. Женетль отмечает, что третьи лица – это участники гражданского процесса, обоснованно включенные в категорию «лица, участвующие в деле». В свою очередь, цель их участия в чужом судебном процессе – защита собственных интересов. При этом, как отмечает автор, интерес третьих лиц обоих типов связан с материальной сферой: у одних этот интерес является актуальным на момент судебного разбирательства и они предъявляют требования к предмету спора, т.е. имеют непосредственный интерес, в то время как у других интерес носит отложенный характер и может не совпадать с предметом спора, что означает наличие опосредованного интереса.
По мнению В.Н. Аргунова, третьи лица в целом представляют собой предполагаемых участников спорных материальных правоотношений, связанных с тем правоотношением, которое является предметом судебного разбирательства. Они вступают или привлекаются в уже начавшийся процесс между первоначальными сторонами с целью защиты своих субъективных прав или законных интересов.
